Способ образования слова как-то. Способы словообразования слов в русском языке. сокращением основ
Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся о способах образования слов,
- закрепить навыки определения способов словообразования,
- знать основные способы образования слов в русском языке,
- уметь определять способ образования слов.
1. Организационный момент.
Учитель: - Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.
(один ученик записывает на доске).
Учитель: - Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.
(Приложение. Слайд 2)
(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).
Учитель: - В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?
(Приложение. Слайд 3)
((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).
Учитель: - Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?
(Словообразование).
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Какое упражнение вы выполняли дома?
Учитель: - Что нужно было сделать по заданию упражнения?
(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).
Учитель: - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.
(правильный вариант написан на обратной стороне доски)
3. Повторение и закрепление.
Учитель: - Что вы знаете про словообразование?
(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
Учитель: - Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.
Начнем с разминки: Задание классу.
1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4 )
(дети отвечают с мест устно)
Славный – бесславный, (приставка)
Двор – дворец, (суффикс)
Барабан – барабанщик, (суффикс)
Соберу – разберу, (приставка)
Дно – бездонный (приставка, суффикс)
Расчет – рассчитывать. (суффикс)
(делается вывод: приставка, суффикс).
Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)
Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)
2. Образуйте новые слова по аналогии.
Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5 )
На выполнение задания – 2 минуты.
(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)
Вредный – безвредный,
Облачный - …, (приставочный)
Лес - лесок,
Стол - …, (суффиксальный)
Пеший, ходить – пешеход,
Листья, падать - …,
Вода, проводить - … . (сложение двух основ)
Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.
Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой
парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с
помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.
(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)
- Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
- Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
- Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
- Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
- Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
- Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
- Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
- Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
- Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка)
- Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).
Учитель: - Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?
(от корней с помощью суффиксов и приставок).
Учитель: - Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?
Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6 ) (способы образования новых слов)
Учитель: - Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)
Учитель: - 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.
Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7 )
На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.
Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.
(по одному ученику с каждого варианта читают текст)
Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность –
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны .
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!
(А.Землянский)
2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне ,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
(В.Рождественский)
Учитель: - Расскажите, как вы выполняли задание.
(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).
Учитель: - Физминутка: “погоня за тремя зайцами” - разминаем шею, спину и глазки.
А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.
Учитель: - 5. 1). Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?
(Приложение. Слайд 8 )
1 группа : ЛЕС
2 группа: САД
3 группа: ДОМ
4 группа: ВОЗ
Учитель: - У кого дерево получится самым ветвистым?
(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)
2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:
1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
мороженое . Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий рабочий костюм.
2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое . Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Учитель: - На выполнение задания – 5 минут.
(задания по парам выполняются в тетрадях)
Учитель: Вопросы к группам:
У кого дерево получилось самым ветвистым?
С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?
Вопросы к парам:
Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?
Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?
О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?
Учитель: - Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.
(дети переставляют стулья на место)
Учитель: - 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.
(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)
Учитель: - Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.
Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.
(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9 )
Учитель: - Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?
4. Обобщение.
Учитель: - 1. Как образуются новые слова в русском языке?
2. Назовите способы образования слов.
3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?
4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:
Приставочного от слова РАСЧЕТ,
Суффиксального от слова АВГУСТ,
Приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.
Учитель: - Выставление оценок.
Домашнее задание: упр.128.
Алгоритм определения способа образования слова
1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.
2. Определите, с помощью чего и каким способом образовано слово.
СПРАВКА.
Способы словообразования | Описание и примеры |
1. Приставочный | К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы: Петь-запеть;остановить-приостановить |
2. Суффиксальный | Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи. Дельфин-дельфин ий, уверенный-уверенн ость, прополоть - пропол к а |
3. Приставочно-суффиксальный | Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Под бород ок , по -русс ки , раз мечтать ся . |
«4 .Бессуфиксный | Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь) |
5. Сложение(неморфемный способ) | В таких словах должно быть не менее двух корней. |
6. Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ) | Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи. Учительская,гостиная, курящие,раненые. |
Лингвистическое сочинение.
Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом .
Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные .Определим исходные слова и способ образования.
Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом
(от основы отсекается суффикс А).
Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.
Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.
Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».
Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.
Определения способа образования слова
Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.
1 вариант: ?
Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом ?
Под елочкой такое не хочется петь . Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.
____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 1 . Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
Два ^ | Один ^ |
Задание 2
Задание 3 .
9.Новый-..............- обновка
Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.
Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.
Задание 1
Задание 2 .Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.
1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.
2.Практикант, квартирант, магистрант.
3.Патриотизм, анархизм, идеализм.
4.Оленина, осетрина, кабанина.
5.Крестьянство, братство, студенчество.
Задание 3
1.Заразить- ...............- обеззараживать
3.Два- ......................-двойной- двояко
4. Густой-густо-...........................-густонаселенность
5.Бодрый- бодрить-......................приободрить
6.Блок-блокировать_........................блокировочный
7.Долгий-............-дольше-подольше
8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически
9.Новый-обновить-..............- обновка
Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОД свечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение:
-слов или основ - сокращением основ - аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык , знание – языкознание Физ ическая культура – физкультура М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).
Похожие статьи
-
Снится огромная малина. К чему снится малина? Значение сна Малина
У большинства людей с малиной связаны только приятные ассоциации. Но к чему снится эта вкусная ягода? Благоприятно ли такое видение? Разобраться в этом помогут толкователи снов. Толкования по знаменитым сонникам: Миллера, украинскому,...
-
Малиновое варенье без варки: рецепт
Можно заготавливать на зиму малину с сахаром без варки и варить из нее различное варенье. Малина, перетертая с сахаром на зиму: рецепт без варки Пропорции: 5 стаканов малины; 5,5 стакана сахара. Перетертая с сахаром малина заготавливается...
-
"газпром" начал обратный отсчет до открытия "лахта-центра"
Историческая среда в Лахте? Вы хорошо знаете наш город? Центр города далеко, вопрос сейчас просто не актуален. - Местные градозащитники продолжают настаивать, что башня станет доминантой, будет что-то закрывать. Она же по проекту 462 метра...
-
К полёту готовы. Нефтяная вышка.Klondike.Клондайк. Постройка и добывание нефти Где взять нефть в клондайке
Новости и событияУжесточение законодательства для предотвращения инцидентов, подобных загрязнению трубопровода "Дружба", повлечет за собой дополнительные расходы нефтяных компаний, заявил в пятницу в эфире телеканала "Россия-24" глава...
-
"кулебяку сделай на четыре угла" и другие рецепты от гоголя Расстегай московский с мясом и яйцом
Когда Чичиков был у Манилова, тот предложил ему щей. Неизвестно, до чего бы дошло взаимное излияние чувств обоих приятелей, если бы вошедший слуга не доложил, что кушанье готово. "Прошу покорнейше", сказал Манилов. "Вы извините, если у...
-
Мойва, запеченная в кляре
Жареная мойва — это рецепт с фото, подкупающий быстротой и простотой приготовления, он идеально подходит для очень занятых людей и холостяков. Для экономии времени рекомендуется покупать не замороженную, а охлажденную мойву. Необходимо...