Особенности онтогенетического развития психики человека изучает психология. Развитие психики в онтогенезе. Значение возрастной психологии

Раздел 1. Психология

1. Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …

a) Аристотель

2. Психология – это наука …

a) о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных

3. Признаком метода интроспекции является…

a) непосредственное, прямое наблюдение переживаний

4. Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…

a) тестированием

5. При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками

a) естественного

6. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …

a) глубинная психология (психоанализ)

7. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …

a) процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности

8. Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …

a) Аристотель

10. Причинами формирования основных психологических школ стали…

a) переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках

11. Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…

a) З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга

a) А. Н. Леонтьев

13. Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…

a) И. П. Павлов

14. Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …

a) большие полушария головного мозга

15. Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает

a) физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

16. С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:



a) в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития

a) С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев

18. Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …

19. Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием

a) умственным

20. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

a) обусловлена биологическими закономерностями

21. Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется

a) действием

22. Одним из принципов отечественной психологии является принцип…

a) единства сознания и деятельности

23. В когнитивную составляющую самосознания входят…

a) знание личности о себе

24. Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…

a) К. Юнгом

25. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …

a) сознанием

26. В Вундт определил психологию как науку о…

a) структурах сознания

27. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

a) Б. М. Кедрова

28. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

a) И. Гербарт

29. Психология как самостоятельная наука оформилась:

a) в 80-х гг XIX в.

30. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

a) Аристотелем

31. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

a) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

32. Термин «психология» в научный оборот ввел:

a) Х. Вольф

33. Психология как наука о сознании возникла:

34. Психология как наука о поведении возникла:

35. Определение психологии как науки о душе было дано:

a) более двух тысяч лет тому назад

36. Первые представления о психике были связаны:

a) с анимизмом

37. Определение эмпирической психологии принадлежит:

a) Х. Вольфу

38. Термин «эмпирическая психология» был введен:

39. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

a) Дж. Ст. Милль

40. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

a) психофизиологическая

41. Психическое отражение:

a) носит избирательный характер

42. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

a) образ бесплотной сущности

43. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

a) регуляции вегетативных изменений

44. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

a) бихевиоризм

45. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

a) психологии души

46. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

a) функционализму

47. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

a) экзопсихикой

48. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

a) к эндопсихике

49. Психическим явлением является:

a) интерес

50. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

a) ощущение

51. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

a) П. Я. Гальперин

52. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

a) воображением

53. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

a) темперамента

54. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

a) возрастная

55. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

a) социальная

56. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

a) педологией

57. Педология возникла:

a) на рубеже XIX–XX вв.

58. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

59. В. Франкл известен как основоположник:

a) Я. Морено

61. Методология:

a) определяет способы достижения и построения знания

62. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

a) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов

63. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):

a) постановка целей и задач исследования

64. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:

a) системности

65. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

66. Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

a) Аристотель

67. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

a) развития

68. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

a) рационализмом

69. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

a) биологического

70. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:

a) структурно-функциональным

71. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

a) общенаучной методологии

72. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

a) философской методологии

73. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

a) деятельности

74. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

a) единства и борьбы противоположностей

75. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

a) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека

76. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:

a) эволюционный

77. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

78. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

a) детерминизма

79. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

a) детерминизма

80. Методологической основой бихевиоризма является:

a) позитивизм

81. Методология бихевиоризма тесно связана:

a) с механистическим пониманием поведения

82. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

a) развития

83. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

a) рационализм

84. Философской основой гуманистической психологии является:

a) экзистенциализм

85. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

a) L – данными

86. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

a) Q-данными

87. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

a) интервалов

88. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

a) ординальном

89. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

a) ординальном

90. Крайне редко в психологии применяется шкала:

a) отношений

91. К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:

a) дихотомии

92. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

a) наименований

93. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

a) наименований

94. Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:

a) отношений

95. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

a) к организационным методам

96. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

a) наблюдением

97. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

a) лонгитюдным

98. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

a) интроспекция

99. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

a) для гештальтпсихологии

100. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:

a) тестирование

101. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

a) самонаблюдение

102. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

a) экспериментом

103. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

a) интроспекции

104. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

a) полевое

105. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

a) социометрией

106. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

a) В. Вундтом

107. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

a) эксперимента

108. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:

a) причинно-следственной связи между явлениями

109. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:

a) А. Ф. Лазурский

111. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:

a) Р. Готтсданкер

112. Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:

a) квазиэксперимент

113. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

a) независимой

114. По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

a) независимым

115. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется.

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

б) Б.М. Кедрова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

б) в 80-х гг. XIX в.;

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) X. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в) в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

в) с анимизмом;

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) X. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж.Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

б) носит избирательный характер;

16. Согласно идеалистическим представлениям психика -это:

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно­ научную основу является:

в) бихевиоризм;

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

20. Психология -это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

б) к эндопсихике;

23. Психическим явлением является:

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представ­ления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развити­ем прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

г) на рубеже XIX-XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в на­шей стране:

в) в 1936 г.;

35. В. Франкл известен как основоположник:

а) Я. Морено;

Методология психологии

1. Методология:

б) определяет способы достижения и построения знания;

2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобра­зованию природных и социальных объектов.

3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):

г) постановка целей и задач исследования.

4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:

г) системности.

5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

г) Аристотель.

7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал

в) Т. Гоббс;

8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:

б) развития; \

9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении зна­ний, называется:

в) рационализмом;

10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

б) биологического;

11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции, называется:

в) структурно-функциональным;

12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

б) общенаучной методологии;

13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

а) философской методологии;

14. Отличительная черта отечественной психологии -использование кате­гории:

а) деятельности;

15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и са­моразвития психики означает принцип:

в) единства и борьбы противоположностей;

16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культур­но-исторического развития человека.

17. При определении деятельности как объекта психологического исследо­вания был вычленен такой «аспект изучения психики, как:

а) процессуальный;

18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

а) детерминизма;

21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовал­ся принцип:

а) детерминизма;

22. Методологической основой бихевиоризма является:

б) позитивизм;

23. Методология бихевиоризма тесно связана:

б) с механистическим пониманием поведения;

24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

б) развития;

25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

г) рационализм.

26. Философской основой гуманистической психологии является:

б) экзистенциализм;

Методы исследования.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

в) наблюдением;

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же лю­дей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

б) лонгитюдным;

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

в) интроспекция;

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

б) для гештальтпсихологии;

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, -это:

в) тестирование;

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним -это:

г) самонаблюдение.

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

г) экспериментом.

19. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

г) интроспекции.

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) X. Вольфом.

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

в) в 1879 г.;

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России из­вестна:

в) с 1885 г.;

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

б) С. Холлом в 1889 г.;

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

в) В.М. Бехтерев;

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

б) эксперимента;

42. Эффект плацебо был открыт:

в) медиками;

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте на­зывается эффектом:

в) социальной фасилитации;

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в иссле­дованиях:

в) психологии личности и социальной психологии;

Онтогенез (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.

Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.

Генотип - это врожденные генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества; своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма. В результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения. Внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности. С другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды.

Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые индивид реагирует в течение всей жизни и которые влияют на его психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов - наследственность или среда - имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, лишь перенеслись в экспериментальную сферу.

Так, английский психолог Ганс Юрген Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% - влиянием наследственности. Однополые близнецы имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0.9. Разнополые близнецы, братья и сестры генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности. Коэффициент корреляции их интеллекта равен 0,5. В то же время близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться. Например, один из близнецов может стать преступником, а другой прекрасным юристом.

Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Спор психологов о том, какой из факторов является решающим в процессе развития - наследственность или окружающая среда, привел к возникновению теории конвергенции обоих факторов. Ее основоположник, Вильям Штерн, считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития. Иными словами, развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли последнего.

Психическое развитие ребенка - это процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития служат:

  • 1) взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л. С. Выготский);
  • 2) усвоение ребенком социального опыта, воплощенною в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).

ПАСПОРТ

Наименование пункта Значение
1. Кафедра Гуманитарные дисциплины
2. Автор – разработчик Шакиров И.К. , к.п.н, доцент
3. Наименование дисциплины Психология и педагогика
4. Общая трудоемкость по учебному плану
5. Вид контроля (нужное подчеркнуть) Предварительный (входной), текущий, промежуточный (зачет)
6. Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки для направлений 080200.62 «Менеджмент», 100100.62 «Сервис», 100800.62 «Товароведение», 260800.62 «Технология продукции общественного питания», для специальности 036401.65 «Таможенное дело»
7. Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них
8. Количество заданий при тестировании студента
9. Из них правильных ответов (в %):
10. для оценки «отлично»
11. для оценки «хорошо»
12. для оценки «удовлетворительно»
или для получения оценки «зачет» не менее 55% и больше
13. Время тестирования (в минутах)

Паспорт составил _________________ И. К. Шакиров


Раздел 1. Психология

S: Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …

-: Спиноза

-: Декарт

-: Коффка

+: Аристотель

S: Психология – это наука …

-: о поведении людей

-: о методах изучения индивидуальных особенностей человека

+: о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных

-: о закономерностях возникновения и развития психики в филогенезе

S: Признаком метода интроспекции является…

-: применение психологического тестирования

-: использование лабораторного оборудования

+: непосредственное, прямое наблюдение переживаний

-: «срезовый» характер организации эксперимента

S: Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…

-: наблюдением

+: тестированием

-: социометрией

-: близнецовым методом

S: При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками

-: лабораторного

-: формирующего

+: естественного

-: научного

S: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …

-: когнитивная психология

+: глубинная психология (психоанализ)

-: ассоциативная психология

S: С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …

+: процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности



-: конфликт между биологической природой человека и требованиями общества

-: духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве

-: сознательные формы преобразующей деятельности человека

S: Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …

-: А. В. Петровского

-: В. М. Бехтерева

+: А. Н. Леонтьева

-: Платон

-: Демокрит

-: Эпикур

+: Аристотель

S: Причинами формирования основных психологических школ стали…

-: дальнейшее успехи в исследовании физиологии

-: расцвет капитализма и совершенствование материальной базы исследований

-: расцвет марксистской психологии

+: переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках

S: Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…

-: А. А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского

+: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга

-: Д. Миллера, У. Найссера, К. Роджерса, Эпикур

-: К. Левина, Г. Олпорта, А. Маслоу, Демокрит

-: Л. И. Божович

-: М. Я. Басов

-: П. Ф. Каптерев

+: А. Н. Леонтьев

S: Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…

-: Конфуций

-: Ф. Галль

+: И. П. Павлов

-: Ибн – Сина

S: Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …

-: промежуточный мозг

-: спинной мозг

+: большие полушария головного мозга

-: продолговатый мозг

S: Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает

-: количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения

-: конституционально - генетически обусловленную дисгармонию личности

+: физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

S: С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:

-: психические процессы формируются при решении учебных задач

+: в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития

-: психические процессы есть не что иное, как перенесенные в идеальный план и преобразованные внешние материальные действия

-: психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат социализации

-: В Вундт и З Фрейд

-: И П Павлов и И М Сеченов

-: Л С Выготский и Д Б Эльконин

+: С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев

S: Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …

+: общение

-: учение

-: игра

-: труд

S: Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием

-: речевым

-: рецептивным

+: умственным

-: материальным

S: Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

-: служит регулятором адаптивного поведения

-: направлена на преобразование мира

+: обусловлена биологическими закономерностями

-: носит социальный характер

S: Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется

+: действием

-: поведением

-: реакцией

-: деятельностью

S: Одним из принципов отечественной психологии является принцип…

+: единства сознания и деятельности

-: единства мышления и интуиции

-: учета возрастных особенностей человека

-: научности

S: В когнитивную составляющую самосознания входят…

+: знание личности о себе

-: отношение личности к себе

-: презентация себя

-: управление собой

S: Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…

+: К. Юнгом

-: З. Фрейдом

-: С. Гроффом

-: Р. Декартом

S: Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …

-: интеллектом

-: мышлением

+: сознанием

-: воображением

S: В Вундт определил психологию как науку о…

+: структурах сознания

-: функциях речи

-: бессознательном

-: познавательных процессах

S: Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

-: В. И. Вернадского

+: Б. М. Кедрова

-: М. В. Ломоносова

-: Ф. Бэкона

S: Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

+: И. Гербарт

-: Дж. Милль

-: Г. Фехнер

-: Э. Вебер

S: Психология как самостоятельная наука оформилась:

-: в 40-х гг XIX в.

+: в 80-х гг XIX в.

-: в 90-х гг XIX в.

-: в начале XX в.

S: Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

-: Эпикуром

-: Демокритом

+: Аристотелем

-: Б. Спинозой

S: Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

+: с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

-: с развитием метода интроспекции

-: с развитием метода наблюдения

-: с выходом трактата Аристотеля «О душе»

S: Термин «психология» в научный оборот ввел:

-: Р. Декарт

-: Г. Лейбниц

+: Х. Вольф

-: Аристотель

S: Психология как наука о сознании возникла:

-: в XV в.

-: в XVI в.

+: в XVII в.

-: в XVIII в.

S: Психология как наука о поведении возникла:

-: в XVII в.

-: в XVIII в.

-: в XIX в.

+: в XX в.

S: Определение психологии как науки о душе было дано:

-: более трех тысяч лет тому назад

+: более двух тысяч лет тому назад

-: в XVI в.

-: в XVII в.

S: Первые представления о психике были связаны:

-: с нейропсихизмом

-: с биопсихизмом

+: с анимизмом

-: с панпсихизмом

S: Определение эмпирической психологии принадлежит:

-: Г. Лейбницу

-: Б. Спинозе

+: Х. Вольфу

-: Дж. Локку

S: Термин «эмпирическая психология» был введен:

-: в XVI в.

-: в XVII в.

+: в XVIII в.

-: в XIX в.

S: Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

-: Э. Крепелин

+: Дж. Ст. Милль

-: И. М. Сеченов

-: В. М. Бехтерев

S: Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

+: психофизиологическая

-: психосоциальная

-: психопраксическая

-: психогностическая

S: Психическое отражение:

-: является точной копией окружающей действительности

+: носит избирательный характер

-: предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды

-: не зависит от условий отражения

S: Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

-: неотъемлемое свойство материи

-: свойство мозга, отражение объективной реальности

-: функция мозга

+: образ бесплотной сущности

S: Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

-: отражения объектов экстрапсихической реальности

-: аккумулирования опыта жизнедеятельности

-: трансформации и прогнозирования внешних воздействий

+: регуляции вегетативных изменений

S: Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

-: психоанализ

-: гештальтпсихология

+: бихевиоризм

-: гуманистическая психология

S: Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

+: психологии души

-: психологии сознания

-: поведенческой психологии

-: психологии как отражательной деятельности мозга

S: Психология – это наука о функциях сознания согласно:

+: функционализму

-: структурализму

-: бихевиоризму

-: психоанализу

S: По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

+: экзопсихикой

-: эндопсихикой

-: интропсихикой

-: экстраверсией

S: По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

-: к экзопсихике

+: к эндопсихике

-: к интропсихике

-: к интериоризации

S: Психическим явлением является:

-: нервный импульс

-: рецептор

+: интерес

-: сердцебиение

S: Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

+: ощущение

-: восприятие

-: память

-: воображение

S: Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

-: С. Л. Рубинштейн,

-: А. Р. Лурия

+: П. Я. Гальперин

-: А. Н. Леонтьев

S: Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

-: ощущением

-: восприятием

-: мышлением

+: воображением

S: К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

-: мотива

-: личности

+: темперамента

-: способностей

S: Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

-: медицинская

-: социальная

+: возрастная

-: общая

S: Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

-: дифференциальная

+: социальная

-: педагогическая

-: общая

S: Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

-: педагогией

+: педологией

-: дидактикой

-: психопедагогикой

S: Педология возникла:

-: во второй половине XIX в.

-: в начале XX в.

-: в середине XIX в.

+: на рубеже XIX–XX вв.

S: Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

-: в 1928 г.

-: в 1932 г.

+: в 1936 г.

-: в 1939 г.

S: В. Франкл известен как основоположник:

-: индивидуальной психотерапии

-: рациональной психотерапии

+: логотерапии

-: социальной терапии

+: Я. Морено

-: В. Франкл

-: К. Хорни

-: Ф. Перлз

S: Методология:

-: представляет собой результат процесса познания

+: определяет способы достижения и построения знания

-: является предметной поддержкой учебной деятельности

-: является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности

S: Критерием научной теории в психологии не является(ются):

-: относительно завершенная логическая структура

-: принципы и основания построения психологических теорий

-: положения, доказательства, соединяющие теоретические конструкты с имеющимися фактами, другими теориями

+: материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов

S: Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):

-: средства познания

-: характер целеполагания

-: требования к точности понятийно-терминологического аппарата

+: постановка целей и задач исследования

S: В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:

-: развития

-: детерминизма

-: целостности

+: системности

-: индетерминизма

-: развития

+: детерминизма

-: системности

S: Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

-: Платон

-: Плотин

-: Августин

+: Аристотель

S: Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

-: детерминизма

+: развития

-: перехода количественных изменений в качественные

-: объективности

S: Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

-: персонализмом

-: экзистенциализмом

+: рационализмом

-: иррационализмом

S: Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

-: механического

+: биологического

-: психологического

-: социального

S: Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:

-: процессуальным

-: историческим

+: структурно-функциональным

-: динамическим

S: Структурно-функциональный подход относится к уровню:

-: философской методологии

+: общенаучной методологии

S: Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

+: философской методологии

-: общенаучной методологии

-: специально-научной методологии

-: методики и техники исследования

S: Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

+: деятельности

-: бессознательного

-: подкрепления

-: интроспекции

S: Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

-: единства содержания и формы

+: единства и борьбы противоположностей

-: всесторонности

S: Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

-: единства психики и деятельности

-: деятельностного опосредования межличностных отношений

-: единства строения внутренней и внешней деятельности

+: воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека

S: При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:

-: процессуальный

-: генетический

-: философский

+: эволюционный

S: Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

-: управления

-: развития

+: детерминизма

-: системности

S: Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

+: детерминизма

-: системности

-: развития

-: управления

S: В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

+: детерминизма

-: развития

-: активности

-: системности

S: Методологической основой бихевиоризма является:

-: пантеизм

+: позитивизм

-: неотомизм

-: редукционизм

S: Методология бихевиоризма тесно связана:

-: с иррационализмом

+: с механистическим пониманием поведения

-: с футуризмом

-: с эволюционизмом

S: Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

-: системности

+: развития

-: управления

-: индетерминизма

S: Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

-: иррационализм

-: противопоставление личностного смысла жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий развития человека

-: гипертрофия роли сексуальности

+: рационализм

S: Философской основой гуманистической психологии является:

-: позитивизм

+: экзистенциализм

-: прагматизм

-: рационализм

S: Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

+: L – данными

-: Q-данными

-: Т-данными

-: Z-данными

S: Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

-: L – данными

+: Q-данными

-: Т-данными

-: Z-данными

S: Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

-: наименований

-: порядка

+: интервалов

-: отношений

S: Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

-: номинальном

+: ординальном

-: интервальном

-: отношений

S: Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

-: номинальном

+: ординальном

-: интервальном

-: отношений

S: Крайне редко в психологии применяется шкала:

-: наименований

-: порядка

-: интервалов

+: отношений

S: К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:

-: трихотомии

-: асимметрии

-: транзитивности

+: дихотомии

S: В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

+: наименований

-: порядка

-: интервалов

-: отношений

S: Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

+: наименований

-: порядка

-: интервалов

-: отношений

S: Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:

-: наименований

-: порядка

-: интервалов

+: отношений

S: Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

+: к организационным методам

-: к эмпирическим методам

-: к способам обработки данных

: к интерпретационным методам

S: Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

-: экспериментом

-: контент-анализом

+: наблюдением

-: методом анализа продуктов деятельности

S: Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

-: пилотажным

+: лонгитюдным

-: сравнительным

-: комплексным

S: Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

-: интроверсия

-: интроекция

+: интроспекция

-: интроскопия

S: Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

-: для гуманистической психологии

+: для гештальтпсихологии

-: для психоанализа

-: для психологии сознания

S: Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:

-: наблюдение

-: эксперимент

+: тестирование

-: самонаблюдение

S: Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

-: наблюдение

-: эксперимент

-: тестирование

+: самонаблюдение

S: Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

-: контент-анализом

-: анализом продуктов деятельности

-: беседой

+: экспериментом

S: Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

-: близнецовый

-: приемных детей

-: семейный

+: интроспекции

S: В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

+: полевое

-: сплошное

-: систематическое,

-: дискретное

S: Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

-: контент-анализом

-: методом сравнения

-: методом социальных единиц

+: социометрией

S: Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

-: У. Джемсом

-: Г. Эббингаузом

+: В. Вундтом

-: Х. Вольфом

S: Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

-: наблюдения

+: эксперимента

-: контент-анализа

-: анализа продуктов деятельности

S: С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:

-: явления

-: связи между явлениями

+: причинно-следственной связи между явлениями

-: корреляции между явлениями

S: Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:

-: контент-анализ

-: анализ продуктов деятельности

-: беседа

-: Р. Готтсданкер

+: А. Ф. Лазурский

-: Д. Кэмпбелл

-: В. Вундт

S: Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:

+: Р. Готтсданкер

-: А. Ф. Лазурский

-: Д. Кэмпбелл

-: В. Вундт

S: Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:

-: мысленный эксперимент

+: квазиэксперимент

-: лабораторный эксперимент

-: метод беседы

S: Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

+: независимой

-: зависимой

-: внешней

-: побочной

S: По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

+: независимым

-: зависимым

-: побочным

-: внешним

S: В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

+: внутренней

-: внешней

-: операциональной

-: конструктной

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
40-х гг. XIX в.
80-х гг. XIX в.
90-х гг. XIX в.
начале XX в.

2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
контент-анализом
анализом продуктов деятельности
беседой
экспериментом

3. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
психофизиологических
«глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)
психологии личности и социальной психологии
психогенетических

4. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
когнитивная психология
бихевиоризм
фрейдизм
гуманистическая психология

5. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
управления
развития
детерминизма
системности

6. Философской основой гуманистической психологии является..
позитивизм
экзистенциализм
прагматизм
рационализм

7. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
детерминизма
развития
перехода количественных изменений в качественные
объективности

8. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение

9. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
созданием специальных научно-исследовательских учреждений
развитием метода интроспекции
развитием метода наблюдения
выходом трактата Аристотеля «О душе»

10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом — это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение

11. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
дифференциальная
социальная
педагогическая
общая

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
экспериментом
контент-анализом
наблюдением
методом анализа продуктов деятельности

13. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
достижений
интеллекта
личности
проективные

14. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
контент-анализом
методом сравнения
методом социальных единиц
социометрией

15. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
наблюдения
эксперимента
контент-анализа
анализа продуктов деятельности

16. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
психологии души
психологии сознания
поведенческой психологии
психологии как отражательной деятельности мозга

17. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
медицинская
социальная
возрастная
общая

18. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…
деятельности
бессознательного
подкрепления
интроспекции

19. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
организационным методам
эмпирическим методам
способам обработки данных
интерпретационным методам

Похожие статьи

  • График иррациональной функции

    Данный методический материал носит справочный характер и относится к широкому кругу тем. В статье приведен обзор графиков основных элементарных функций и рассмотрен важнейший вопрос – как правильно и БЫСТРО построить график . В ходе...

  • План–конспект внеурочного занятия «Разговор с незнакомцем Конспект внеурочных занятий по фгос

    Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается...

  • Тени железных крестов Область научных интересов

    Архив ФСБ России хранит челюсти Гитлера, а его прах унесли воды реки Бидериц. Начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров рассказывает «Интерфаксу» о тайнах Второй мировой войны Москва. 8 декабря ....

  • Сыр Филадельфия: чем можно заменить и как его приготовить самостоятельно?

    Сыр очень часто используется при приготовлении различных кулинарных изысков: суши, лазаньи, пиццы, пасты, чизкейка. Однако, в классических рецептах используются такие сорта сыра, которые либо сложно найти в обычных магазинах, либо они не...

  • Котлеты из минтая с овощами

    Котлеты из рыбы — источник полезных веществ для организма, а запеченные в духовке еще полезнее, чем жареные.Предлагаем вам рецепт нежных и простых в приготовлении рыбных котлет, запеченных в духовке.Рыба (филе) – 1 килограмм Лук – 2 штуки...

  • Магия дня летнего солнцестояния

    По мнению астрологов, день солнцестояния - самое опасное время в году. Но народные приметы говорят об обратном, раскрывая нам магическое предназначение этого интереснейшего периода. Нестабильная энергетика самого долго дня в году может...