Истребители - Ролевая игра по вселенной Star Wars. Китай создает бомбардировщик прорыва пво сша Тяжелый истребитель бомбардировщик н 6 скрудж


ДАЛЬНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК H-6K (КИТАЙ)
FAR STRATEGIC BOMBER H-6K (CHINA)

15.08.2007
БОМБАРДИРОВЩИК H6K И ВОЗМОЖНОСТИ ВВС ПО НАНЕСЕНИЮ ЯДЕРНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УДАРОВ

Китайские бомбардировщики Н6Н не обладают большими возможностями ядерного устрашения. Во-первых, дозвуковая скорость и отсутствие скрытности полета не позволяют этому самолету прорваться через сеть ПВО России, США и Японии. Во-вторых, до 2006 г. Китай не имел крылатых ракет (КР) большой дальности воздушного пуска, которые можно было бы использовать для практических операций. Предполагается, что дальность КР YJ63, установленных на самолете Н6Н, составляет не более 200 км. Развертывание этой ракеты в 10-й бомбардировочной эскадрилье китайских ВВС направлено только на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям Тайваня.
ВВС Китая полагают, что модернизированный бомбардировщик H6K может обеспечить Китаю новые возможности как стратегическое авиационное ядерное средство устрашения. Дальность и боевая нагрузка самолета Н6К значительно увеличились в связи с оснащением его двигателями D-30-P2, обладающими большой тяговой мощностью. Два двигателя, каждый из которых имеет тяговую мощность 12 000 кг, позволят самолету Н6К нести КР больших размеров и большой дальности. Кроме того, самолет имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и в нем широко используются композиционные материалы; узлы наружной подвески также имеют новую конструкцию. Самолет Н6К, вооруженный КР большой дальности, хотя и остается дозвуковым бомбардировщиком, обладает значительными боевыми возможностями, позволяющими ему обеспечивать ядерное устрашение.
Западные военные эксперты убеждены, что Китай имеет на вооружении российские КР воздушного пуска Х-55. Утверждается, что в середине 90-х гг. ХХ века Китай приобрел шесть таких ракет у Украины, что было подтверждено представителями органов власти Украины. Шесть КР, установленных на бомбардировщике Н6К, — это абсолютно не то же самое, что ракеты YJ63 на самолете Н6Н. На борту самолета Н6Н размещаются только четыре ракеты YJ63. Цель изготовления самолета Н6К заключается не в возможности увеличения количества ракет YJ63, а в установке новых КР большой дальности.
Ракеты Х-55 и Х-55СМ могут быть либо обычными, либо ядерными. При действиях с применением ядерного оружия такая КР может быть оснащена ядерной БЧ мощностью 200 кт; предполагается, что китайский вариант ракеты Х-55 может быть снабжен как обычными, так и ядерными БЧ. Ракета Х-55 имеет длину 8,09 м, диаметр 0,514 м (0,77 м для Х-55СМ), размах крыла 3,1 м, массу 1700 кг, скорость полета М = 0,48?0,77; полная масса шести ракет Х-55 составляет 10,2 т. Эти цифры дают некоторое представление о том, почему Китай модернизирует бомбардировщик Н6Н в вариант Н6К.
Появление варианта самолета Н6К и нового поколения КР большой дальности является важнейшим событием для ВВС Китая. Китайский вариант ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства Китая для проведения обычных наступательных операций с высокой точностью имеет радиус поражения, охватывающий Корейский полуостров, о-в Окинава, частично о-в Хонсю и полностью о-ва Кюсю и Сикоку в Японии. Если ракета имеет радиус поражения, эквивалентный радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляющий 2500 км, то бомбардировщики Н6К, взлетающие с аэродромов в северо-восточной части Китая, могут непосредственно наносить удары по целям в Токио, на о-вах Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, бомбардировщики Н6К, развернутые в 8-й бомбардировочной эскадрилье ВВС в военном округе г. Гуанчжоу, могут наносить воздушные удары по о-ву Гуам (США).
Kanwa Defense Review, 15/VII 2007

13.05.2011
ВВС КИТАЯ ПРИНЯЛИ НА ВООРУЖЕНИЕ НОВЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК XIAN H-6K


На вооружение ВВС Китая принят новый тяжелый бомбардировщик Xian H-6K. Это прошедшая модернизацию версия бомбардировщика H-6, который являлся практически полной копией советского самолета Ту-16, сообщает strategy page.
Бомбардировщик H-6K оснащен новым двигателем — вместо китайских двигателей ZIAN WP8, с тягой в 93,2 килоньютона, установлены российские двигатели Д-30КП2 с тягой 118 килоньютонов. Благодаря этому удалось увеличить дальность полета с 1,8 тыс. км. до почти 3 тыс. км.
В отличии от H-6 на H-6K отсутствуют 23-миллиметровые пушки в носовой части самолета, на их место установлено оборудование радиоэлектронной борьбы. Новый бомбардировщик способен нести до шести крылатых ракет CJ-10a с дальностью полета до 2 тыс. км. Данные ракеты являются копией советских Х-55, способных также нести и ядерный заряд.
На сегодняшний день на вооружении ВВС Китая стоят 120 бомбардировщиков h-6 различных модификаций.
Военный Обозреватель

03.07.2013
ВВС КИТАЯ ВООРУЖИЛИСЬ ШЕСТЬЮ НОВЫМИ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ

ВВС Китая за последние два года получили шесть модернизированных стратегических бомбардировщиков Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16. Как сообщает Strategy Page, этот тип самолетов был принят на вооружение китайских военно-воздушных сил в 2011 году. Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме.
H-6K получил модернизированные более мощные двигатели Д-30КП2 российского производства, благодаря чему дальность полета самолета увеличилась до 3,5 тысячи километров. Самолет оснащен бортовым радиоэлектронным оборудованием китайской разработки, включая и радиолокационную станцию. В корпусе самолета широко применяются более легкие и прочные композиционные материалы.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около двух тысяч километров. Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 2,5 тысячи километров в час. Боевая нагрузка H-6K составляет 12 тонн. Первый полет модернизированного бомбардировщика состоялся в 2007 году.
В настоящее время на вооружении ВВС Китая стоят около 200 бомбардировщиков типа H-6, из которых в активном составе? около ста. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K. При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
news-edition.com

13.08.2013
XIAN H-6K — КИТАЙСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ УДАР ПО МОСКВЕ НЕ ВХОДЯ В ЗОНУ ДЕЙСТВИЯ ПВО

ВВС Китая за последние несколько лет получили модернизированные стратегические бомбардировщики Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16.
Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме и по территории Аляски.
Таким образом самолет H-6K теоретически может нанести удар по Москве не входя в зону поражения ПВО. Самолет сможет выполнить отстрел крылатых ракет CJ-10A над территорией других государств и вернуться а базу, сообщает издание Sandrermakoff.Livejournal.
Конечно же система ПВО России а именно Московского округа вполне сможет справится с отражением нападения летящих целей типа крылатых ракет CJ-10A, которые в свою очередь являются копией советской ракеты Х-55. Но массированный удар ракетоносцев H-6K вполне может преодолеть небесный щит России.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около трех тысяч километров.
Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 1000 км/ч. Всего же самолет способен нести до 6 ракет CJ-10A. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K.
При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
ОРУЖИЕ РОССИИ

11.09.2013
8 сентября министерство обороны Японии заявило, что два китайских бомбардировщика H-6G выполнили полет в район Восточно-Китайского моря, не нарушая воздушное пространство Японии. ВВС сил самообороны Японии подняли навстречу истребитель-перехватчик. Это был первый случай, когда китайские бомбардировщики появились у юго-восточного побережья Японии.

23.09.2013
YJ-12 – САМАЯ «ЗАГАДОЧНАЯ И МОЩНАЯ» СВЕРХЗВУКОВАЯ ПКР В МИРЕ

8 сентября японские СМИ сообщили, что китайский бомбардировщик Н-6 появился вблизи воздушного пространства Японии у острова Миякэ. Также СМИ обратили внимание на «уникально длинный подкрыльевой узел» бомбардировщика, на котором может быть подвешена тяжелая сверхзвуковая противокорабельная ракета YJ-12, которую принято считать самой «загадочной» ракетой такого класса в мире.
ПКР имеет четыре воздухозаборника для СПВРД (сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя). По имеющимся оценкам, после пуска ракета круто набирает высоту, где набирает скорость до 4М, затем переходит на маловысотный (15-25 м от поверхности моря) крейсерский полет со скоростью 1,5М. Дальность стрельбы составляет около 400 км, радиолокационная головка самонаведения захватывает цель на дальности 50 км. По некоторым данным, масса ракеты составляет от 2 до 2,5 т, длина ракеты около 7 м.
Ракета состоит на вооружении истребителя-бомбардировщика JH-7A «Летающий леопард». Боевой радиус этого самолета составляет 1650 км, оснащение ракетой с дальностью стрельбы до 400 км является серьезным сдерживающим фактором для ВМС противника. Самолет может нести только две ракеты этого типа, бомбардировщик Н-6G может быть вооружен четырьмя YJ-12. ПКР имеет боевую часть массой более 300 кг, несколько таких ракет могут отправить на дно даже авианосец.
Американский ресурс Strategy Page опубликовал статью, что YJ-12 существенно повышает противокорабельные возможности ВМС НОАК и даже может стать причиной разработки новых систем обороны кораблей. Скорость ракеты настолько высока, что любая западная система ПРО бессильна против нее.
Эксперты считают, что использование YJ-12 в сочетании с противокорабельными баллистическими ракетами (ПКБР) DF-21D может быть весьма эффективно для преодоления ПРО кораблей, оснащенных американской системой AEGIS. Для построения эффективной обороны от таких ракет необходимо создание лазерной системы корабельной ПРО, но ее создание может занять десятилетие, если не больше.
Британский еженедельник Jane’s Defense Weekly пишет, что по своим характеристикам авиационная ПКР YJ-12 превосходит все ракеты подобного класса в мире, в том числе запускаемых с подводных лодок, надводных кораблей и береговых установок. Создание Китаем двух типов мощных противокорабельных ракет, атакующих с малых высот и с космоса - сверхзвуковых YJ-12 и баллистических DF-21D – заставит авианосцы и другие крупные надводные корабли противника вести тяжелые оборонительные бои.
По материалам mil.news.sina.com.cn
Военный паритет

Дальнейшим развитием идеи сверхгигантов стали бомбардировщик АНТ-26 (ТБ-6) и пассажирский АНТ-28. Им предшествовал проект четырехдвигательного АНТ-24 с двигателями М-44 мощностью по 2000 л.с. АНТ-24 по массогабаритным параметрам стал переходным к АНТ-26 и по конструктивным решениям и летно-тактическим характеристикам явился наиболее рациональным из всей гаммы туполевских сверхгигантов. Но, к сожалению, он замыкался на весьма проблемный опытный двигатель М-44.


6 ноября 1929-го председатель НТК УВВС Дубенский напомнил Туполеву о желательности получить от ЦАГИ помимо присланной сметы, более подробные соображения по проектированию и постройке самолетов особого назначения. В письме от 13 декабря 1929-го ЦАГИ изложил более подробно свои взгляды по проектировавшимся самолетам-гигантам с полезной нагрузкой 10 и 25 т соответственно. ЦАГИ затрагивал следующие принципиальные вопросы создания самолетов в СССР, в том числе и сверхтяжелых: "В связи с тем, что постройка самолетов потребует новых материалов, не изготовляемых нашей промышленностью, ЦАГИ считает, что строительство не может базироваться на отечественных материалах и потребует для производства больших заграничных заказов".

Поскольку военные в лице УВВС продолжали настаивать на создании нового гиганта, способного транспортировать десятки тонн бомб и тяжелую боевую технику, в ЦАГИ работы по теме начали входить в привычное русло эскизного, а затем рабочего проектирования. Первые эскизы и выявление форм дальнего многомоторного с большой грузоподъемностью самолета были произведены в 1930-м, а уже в 1931-м самолет под шифром ТБ-6 начал фигурировать в официальных планах и программах с упоминанием летно-тактических характеристик, как в варианте для ВВС, так и для ГВФ.

Например, в программу ГВФ по ВАО (Всесоюзное Авиационное Объединение) на 1931 год включили ТБ-6 в пассажирском и грузовых вариантах, с коммерческой грузоподъемностью 15т и дальностью полета в 1500 км, со сроком изготовления первых двух самолетов в 1933-м (проект первоначально проходил с обозначением для ГВФ под шифром АНТ-26, затем АНТ-28).

Интересно, что в тактико-технические требования (ТТТ) НИИ ВВС на 1931 год внес тяжелые бомбардировщики, как дальнейшее развитие усовершенствования ТБ-3 с такими возможностями: бомбовая нагрузка до 20 т, горизонтальная скорость - 250 км/ч, радиус действия - 750 км.

При разработке системы оборонительного вооружения предлагалось заменить пулеметы на крупнокалиберные, с установкой боковых турелей, носовой сферической башни и кормовой огневой точки. Основное развитие тяжелого бомбардировщика должно было идти по линии наращивания бомбовой нагрузки, скорости и огневой оборонительной мощи.

В октябре 1931-го на заседании ВАО под председательством П.Баранова было принято решение форсировать изготовление ТБ-6 и окончить его постройку в конце 1932-го. К более-менее нормальному проектированию ТБ-6 ЦАГИ приступил лишь в марте 1932-го, сказывалась большая загрузка по другим машинам.

Вслед за первыми прикидками, наметившими основные габариты самолета и необходимые конструктивные материалы, ЦАГИ поднял вопрос о проектировании завода для серийной постройки самолета, о подготовке авиационного завода для ремонта ТБ-6 (вечный больной вопрос для нашей авиации), а также о подготовке металлургической промышленности к выпуску необходимых сортаментов стальных изделий.

В плане работ по ТБ-6 решался вопрос по проектированию нового авиационного завода № 124 в Казани, с производительностью до 200 тяжелых машин в год. Учитывая пожелания НИИ ВВС, ЦАГИ к октябрю 1932-го определил основные данные ТБ-6. Самолет должен был иметь длину 38 м, размах крыла - 95 м, полетную массу - 70 т. Из общей массы конструкции 31 т, 18т приходилось на молибденовые трубы и 4 т на прочие виды стали. В ходе дальнейшей проработки проекта в ЦАГИ постепенно сложилась компоновочная схема самолета, тип силовой установки, размещение оборонительного вооружения и т.д.

Восемь двигателей стояли в крыле, четыре - в двух тандемных установках под крылом, оборонительное вооружение (пулеметы ДА, ШКАС, крупнокалиберные ШВАК, пушки калибра 20-37 мм) размещалось в восьми установках. Для обеспечения необходимой путевой устойчивости, при значительных размерах самолета ввели два дополнительных киля, установив их на трети размаха стабилизатора.

Обшивка крыла - гофрированная, с большим шагом волны гофра, а у фюзеляжа - предполагалось выполнить гладкой. Шасси - полуубирающееся в специальные подкрыльевые обтекатели. С двигателями М-34 и М-34РН (820 л.с.) самолет должен был иметь: полетную массу - 72,5 т, массу пустого - 44,5 т, массу горючего -13 т, бомбовую нагрузку - 10 т, максимальную скорость на высоте 3500 м - 223 км/ч, дальность -1500 км.

Определив будущее лицо самолета и выявив исключительно большую потребность в дефицитных легированных сталях (в особенности в трубах), ЦАГИ информировал ВИАМ о возможности их производства и применения.

Имея незначительный опыт в конструировании самолетов таких гигантских размеров, ЦАГИ уточнил аэродинамические и вибрационные характеристики, для выяснения всех проблемных вопросов рекомендовал провести натурные летные эксперименты на летающей модели АНТ-26. В конце 1932-го приступили к проектированию пилотируемого планера. В 1935-м летчик-испытатель Б.Кудрин проводил на нем полеты, которые позволили уточнить характеристики, устойчивость и управляемость аппарата в полете. Первоначально, на период января 1933-го, вели проектирование только в одном военном варианте.

В январе 1933-го на совещании у Туполева совместно с представителями НИИ ВВС решался вопрос, как записано в протоколе совещания, "выявления физиономии самолета ТБ-6 в части вооружения и количества экипажа". В феврале 1933-го в НИИ ВВС утвердили более детальные требования к ТБ-6. По этим требованиям самолет должен был обладать следующими основными данными: полезная нагрузка - 19600 кг, максимальная скорость на высоте 5000 м - 250 км/ч, посадочная скорость - 70-80 км/ч, длина разбега - 300 м, длина пробега - 200 м, техническая дальность - 3300 км, практический потолок - 7000 м, бомбовая нагрузка - 15000 кг, экипаж - 17 человек.

Оборонительное вооружение оговаривалось следующее: три пушки "Эрликон" калибра 20 мм, одна пушка калибра 37 мм, один пулемет ДА, четыре пулемета ШКАС, три крупнокалиберных пулемета ШВАК. К этому следует добавить, военные предполагали, что можно подвешивать под ТБ-6 танки, орудия и другую крупногабаритную технику.

Постепенно ТБ-6, по замыслу заказчика, превращался в гигантский "транспортный сундук" военного назначения, который еще должен был бомбить и стрелять - некоторое подобие сказочного Змея-Горыныча. В изменение принятых в феврале 1933-го ТТТ, в марте 1933-го НИИ ВВС предложил ЦАГИ заменить двигатели М-34 на перспективные. В дальнейшем все работы ЦАГИ по ТБ-6 продолжались с моторами М-34ФРН (1200 л.с.). По ходу дальнейшего проектирования ЦАГИ постепенно уточнял проект в части технологии, масс и размерностей отдельных агрегатов. Полетная масса в нормальном варианте определялась в 71т, пустого - 45 т, из них на планер приходилось 31т.

Большая полетная масса самолета и естественное стремление конструкторов ЦАГИ обеспечить необходимую прочность отдельных элементов и всего самолета в целом, заставили искать соответствующего сортамента конструкционных материалов. В качестве такого основного строительного материала для ТБ-6 ЦАГИ наметил хромомолибденовые трубы, производство которых еще предстояло организовать на отечественных заводах. По расчетам ЦАГИ, подобные трубы должны были иметь диаметр до 200 мм, толщину стенок до 8 мм и длину до 8 м.

Глядя вперед, Туполев планировал в своих конструкциях применение труб диаметром до 300 мм с толщиной стенок до 20 мм и длиной до 12 м. Однако возможности изготовления их на советских заводах явно не совпадали со сроками постройки ТБ-6. По планам опытного строительства, срок годности ТБ-6 намечался на конец 1934-го, а задание на проектирование завода для производства хромомолибденовых труб было дано лишь в 1933-м. Поэтому ЦАГИ уже летом 1933-го предоставили право закупать требуемые трубы для ТБ-6 за границей. Но ЦАГИ продолжал "давить" на промышленность с целью получения от нее необходимых материалов, в независимости от западных поставок.

По планам опытного самолетостроения сроки выпуска ТБ-6 неоднократно менялись. Определенный ВВС РККА вначале выпуск самолета в 1932-м отодвинули на 1934-1935 годы. Последний срок выпуска ТБ-6 с 12 двигателями М-34ФРН утвердили на август 1936-го. Такой сдвиг по времени объясняется большой загрузкой ЦАГИ по более легким и более нужным самолетам, постепенному прозрению ВВС в отношении реальной боевой ценности супергигантов в условиях бурного развития средств ПВО. Наконец, наступил неминуемый финал в длинной истории туполевских бомбовозов. В июле 1934-го по распоряжению правительства работы по ТБ-6 приостановили, а затем его сняли с плана при общей технологической готовности самолета 16%.

Как отмечалось выше, в ОКБ велись работы над гражданскими вариантами АНТ-26 в пассажирской и грузовой модификациях. Коммерческая нагрузка определялась в 15 т, а дальность полета - 1500 км. Эти проекты под шифрами АНТ-26, а затем АНТ-28 прекратили на начальном этапе. Все силы ОКБ сосредоточили на военном варианте и в случае его успеха, работы над гражданскими модификациями могли быть продолжены, как это случились с другими самолетами ОКБ, прототипами которых первоначально были военные самолеты.

Подводя итог работе ОКБ Туполева по более чем пятилетнему развитию идеи создания сверхтяжелых грузоподъемных малоскоростных самолетов, можно сказать, что дальнейшая эволюция дальнебомбардировочной авиации оказалась за скоростными высотными тяжелыми машинами. Тому подтверждение появление вслед за проектами тихоходных супербомбовозов в ОКБ А.Н.Туполева проекта скоростного, но более легкого высотного бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7), превосходившего на момент своего появления многие машины аналогичного назначения передовых западных стран.

Размах крыла, м 95.00
Длина, м 39.08
Высота, м
Площадь крыла, м2 760.0
Масса, кг
пустого самолета 45000
нормальная взлетная 71000
топлива 10000
Тип двигателя 12 ПД М-34ФРН
Мощность, л.с. 12 х 1200
Максимальная скорость, км/ч
у земли 275
на высоте 225
Крейсерская скорость, км/ч 170
Практическая дальность, км 5000
Скороподъемность, м/мин 130
Практический потолок, м 5500
Экипаж 17
Вооружение: три 20-мм пушки, одна 37-мм пушка, один пулемет ДА, четыре 7.62-мм пулемета ШКАС, три 12.7-мм пулемета ШВАК.
максимально до 16000 кг бомб, нормально - 10000 кг

Источник текста -

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

На вооружение военно-воздушных сил Китая принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K. Данная новость, возможно, станет сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за развитием нынешней военной авиации, поскольку им прекрасно ведомо происхождение данного самолета.

H-6K - это последняя на сегодня модель серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии знаменитого некогда советского Ту-16, созданного КБ А. Н. Туполева в 40-50-х годах и который Китай производил по лицензии.

Вечный самолет


Что же это такое, H-6K, что он представляет собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной внешности?

XianHong-6K (по-китайски «Сянь Хун-6K») представляет собой дозвуковой самолет, который несет на борту крылатые ракеты большой дальности. За счет применения главным образом советских технологий периода 70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик машины, которые позволили существенно расширить возможности старого Ту-16. Запад присвоил новому китайскому бомбардировщику то же наименование, что и его предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).


Самым большим изменениям подверглась силовая установка бомбардировщика, его вооружение и радиоэлектронное оборудование. Самолет оснастили двигателями Д-30КП, подобными тем, которые еще недавно ставились на авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых двигателей вместо использовавшихся на прошлых модификациях WP-8 (скопированный двигатель АМ-3) с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000 тысяч километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые ракеты (КРВБ). Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара занял почти весь нос фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился специфического для предшествующих модификаций Ту-16 «стеклянного носа». H-6K несет 6 КРВБ CJ-10А по три с каждой стороны, на индивидуальных точках подвески.

Теперь на самолете отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура РЭБ и часть запаса топлива.

H-6K в отличие от части предыдущих модификаций не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с нуля. Учитывая срок службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет все шансы остаться в строю до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно 100 лет с момента первого полета советского Ту-16.



Причины в такой степени завидного долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в начале 50-х годов были созданы весьма удачные и долговечные системы, которые усовершенствовались только благодаря развитию электроники и появлению более передовых систем вооружения. Уже следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х годов, а именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с вооружения намного раньше своих старших дозвуковых «братьев», которых они, по идее, должны были заменить. Причиной тому стали куда более высокая стоимость эксплуатации и не очень высокая надежность первых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их «узкая специализация» – летно-технические характеристики этих машин сильно ограничивали возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых машин - особенно Ту-95 и Ту-16 - былы созданы десятки вариантов, превратив их в «мастеров на все руки».

Ракетная интрига


Ту-16 морской авиации и ВВС СССР оснащались различным бомбовым и ракетным вооружением, однако они никогда не применялись в качестве носителей стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива исключительно Ту-95 и Ту-160. Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A, которые скопированы с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не удивит, ведь другого тяжелого самолета в Китае просто нет.

Вопрос вызывает назначение получившейся системы «самолет-ракета» и её возможностей. CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян 10А») являет собой дозвуковую крылатую ракету большой дальности, до 2200 км. И это практически все, что можно сказать о ней сегодня. Неизвестно, может ли она лететь на малой высоте, огибая рельеф местности, и также неизвестна ее реальная точность – круговое вероятное отклонение.

Непонятен пока и генезис самой ракеты. Не вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени никто не знает, произошло ли создание КРВБ в результате успеха спецслужб КНР, которые сумели украсть какую-то часть документов по Х-55 и воссоздать советское изделие, или же это произошло в результате копирования готового образца, который был куплен у Украины. Напомним, что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было харьковское авиационно-производственное объединение.

Независимо от реального потенциала CJ-10 в плане полетов на малых высотах и точности ее попадания можно с уверенностью говорить, что с созданием H-6K КНР обрела полноценную «длинную руку», которая способна атаковать значимые объекты без входа в зону противовоздушной обороны. Дальность полета H-6K не дает возможности этим самолетам наносить удары по объектам, которые расположены, например, на территории Америки, но они вполне могут использоваться против боевых надводных кораблей ВМС США, включая авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные базы Пентагона.



Итак, создание стратегических крылатых ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с появлением иных элементов современной китайской армии, включая перспективные атомные подводные лодки и собственный авианосец.

О технологических преградах в промышленности говорилось неоднократно, и разработка новой модели бомбардировщика H-6 является одним из лучших примеров происходящего. В настоящее время создание принципиально нового самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая авиация, стоит настолько дорого, что модернизация машины почти шестидесятилетнего возраста является, пожалуй, оптимальным выходом с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».

В этом случае реализация данного проекта облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой дальности летные характеристики самолета не столь критичны, как для истребительной авиации, и наличие готовой надежной машины позволило китайцам обойтись небольшой кровью.

Один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов - важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира - России, США, Китая - стремятся в этом отношении быть на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современнымии образцами техники, но также и заниматься перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации.

Сейчас в недрах многих мировых конструкторских бюро создается истребитель 6 поколения. Машины "младших" рангов уже вовсю летают и производятся. Их успели выпустить и россияне, и американцы, и, по некоторым данным, китайцы. И потому ключевым фактором конкурентоспособности национальных армий государств будет пополнение состава ВВС истребителем поколением выше. Когда ожидать появления таких машин?

Критерии 6 поколения

Собственно, исходя из каких критериев, новый истребитель может быть отнесен к самолетам 6 поколения? В числе основных, что называются экспертами - автономность полета. То есть машиной будет управлять не человек, а компьютер - в автоматическом режиме или посредством дистанционного взаимодействия с людьми. Вместе с тем, есть специалисты в области авиации, которые говорят о том, что истребитель 6 поколения может быть и пилотируемым. Вполне возможно, допускают эксперты, что машины новейшего класса будут выпускаться в двух технологических реализациях одновременно.

Есть версия, что американским авиаторам ближе беспилотная концепция, а российским, в свою очередь, та, в которой самолет будет управляться человеком. Конструкторы из США, как отмечается в ряде источников, рассчитывают тем самым придать истребителям невероятно высокую устойчивость к перегрузкам, так как робот их сможет выдерживать без проблем. Россияне же, в свою очередь, склонны считать, что ни один компьютер не способен управлять машиной на уровне человека. Однако в среде авиаконструкторов из РФ немало сторонников также и беспилотных концепций. Правда, как отмечают некоторые специалисты, по этой части российские инженеры несколько уступают западным коллегам. В подтверждение тому приводятся неудачные тесты последних моделей беспилотных аппаратов, созданных в РФ. И потому истребитель 6 поколения Россия, считают эксперты, с определенной вероятностью создаст на базе концепции, где управлять самолетом будет человек.

В числе других важнейших критериев перспективных машин эксперты называют также чрезвычайную малозаметность. Сегодняшний уровень технологий "стелс" обеспечивает защищенность самолетов от средств ПВО далеко не на 100%. Более того, если брать самые современные ЗРК, такие как, например, российский С-400, то "стелс" на существующем уровне - едва ли помеха для них. Однако истребитель 6 поколения, как ожидают эксперты, сможет оставлять не у дел даже самые технологичные средства ПВО за счет малозаметности. Кстати, дополнять вышеуказанный критерий могут средства защиты от ПВО (противоракеты, ложные цели и т.д.).

Следующий критерий - несоизмеримо более высокая скорость истребителя в сравнении с машинами предыдущих поколений. Если сейчас самые быстрые военные самолеты летают с показателем порядка 3 Мах, то разработки 6 поколения, как ожидается, смогут преодолевать порог в 5. Крейсерская скорость (без включения форсажной тяги) новейших истребителей, считают эксперты, будет определенно сверхзвуковой. Также набираться она сможет гораздо быстрее. Вполне возможно, крейсерская скорость истребителей будущего будет идентична сегодняшним форсажным скоростям - 1,5-2 Маха. Одна из вероятных характеристик двигателей, что будут установлены на сверхбыстрых истребителях - очень высокая экономичность. Благодаря ей самолеты смогут долго летать без дозаправки, и потому нести патрулирование на больших относительно своих баз расстояниях.

С конструкционной точки зрения машины 6 поколения, как полагают эксперты, будут очень эргономичными. Вполне возможно, что крыло, к примеру, будет в большей части вмонтировано в фюзеляж. Есть вероятность, считают специалисты, что принадлежащие к 6 поколению истребители мира не будут оснащены вертикальным оперением. Возможно, в основе конструкции самолетов будет концепция "летающее крыло" (подобно футуристически выглядящему B-2, что стоит на вооружении ВВС США).

Как же будут выглядеть новейшие истребители? Фото, которое ниже, может дать нам примерные ориентиры.

Машины 6 поколения, вероятно, будут сверхманевренными (в том числе при условии полета на огромных скоростях). Для этого во всех моделях будут установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги. Самолет должен будет легко маневрировать на углах порядка 60 градусов. Зачем самолету такое качество, если ближние воздушные сражения, скорее всего, будут маловероятны? Основная точка зрения на этот счет - сверхманевренность позволяет истребителям двигаться в рамках так называемых "противоракетных" траекторий. То есть, когда на подлете поражающая головка от ЗРК, машина может резко уйти в сторону. Зенитная ракета, тем самым, не успев просчитать этот маневр, попадает мимо цели.

Что еще добавится в новейших истребителях? Вполне можно ожидать появления в них более совершенного, в сравнении с существующими, механизма взаимодействия с наземными объектами. И не только наземными, но также и морскими, космическими, или даже подводными. Лучший истребитель в новейшем поколении, считают эксперты - это тот, который, прежде всего, сможет быстрее остальных обмениваться тактическими и стратегическими данными с командным пунктом и другими самолетами, получать информацию со спутников. Все это позволит пилоту опередить противника в принятии ключевых решений, влияющих на успешность выполнения боевой задачи.

Также, скорее всего, военные истребители 6 поколения будут оснащаться оружием с гораздо большим радиусом боевого применения, чем позволяют сегодняшние образцы. Есть версия, что именно за счет ресурсов для поражения целей с дальнего расстояния машины смогут выдержать противостояние с новейшими средствами ПВО. Например, будет возможен вариант с запуском боевой ракеты еще до того, как радар зенитного комплекса обнаружит самолет. Вероятно, новейшие машины будут оснащены не только ракетным оружием, которое в основном используется сейчас, но также и лазерными установками. Причем самого разного назначения: как тех, что предназначены для радио-электронной борьбы (выведение из строя вражеской авионики), так и тех лазеров, которые могут сами поражать цели. Вполне возможно, что оружие будет также и электромагнитным. А те ракеты, что предполагается ставить на машины 6 поколения, будут летать с такой скоростью, что системы ПВО попросту не смогут за ними "угнаться".

Будет ли лучший в мире истребитель?

Еще один интересный вопрос. Некоторые эксперты полагают - маловероятно, что кто-то из авиаконструкторов сможет создать объективно лучший в мире истребитель. К моменту, когда машины 6 поколения будут вводиться в строй, уровень технологий в них, как предполагается, будет примерно одинаковым. Примерно такая ситуация сейчас с истребителями 5 поколения. Российский Т-50 и американский F-22, в целом, по мнению многих специалистов, обладают очень схожим потенциалом и сопоставимым уровнем технологий. И это при том, что истребители 3 и 4 поколения, выпускаемые в РФ (а до этого - в Советском Союзе) в ряде случаев, как считают многие эксперты, были на голову выше американских аналогов и наоборот. Касательно 6 поколения, то, как полагают специалисты, если даже одни самолеты будут лидировать, скажем, в скорости, то нет никакой гарантии, что в других компонентах (например, в маневренности) они не уступят конкурентам. Очень важным будет фактор поддержки машин со стороны иных родов войск - космических, ПВО, ВМФ, в определенных задачах - также и сухопутных.

Нужен ли России самолет 6 поколения?

В среде экспертов в области авиации есть мнение, что истребитель 6 поколения и не нужен современным армиям, в том числе российской. В подтверждение приводится два основных типа аргументов. По первому из них - средства ПВО будут развиваться все-таки более интенсивно, чем крылатая техника. И потому совершенно нецелесообразно, полагают эксперты, создавать парк из новейших и, скорее всего, невероятно дорогих истребителей, раз их с высокой вероятностью собьют в ходе сражений.

Другой аргумент - технологии строительства современных военных самолетов, в принципе, достигли такого уровня, что сделать машину, которая была бы реально сильнее, проблематично. Российские машины Т-50, американские истребители F-22, а также, что вероятно, уже готовящиеся к выпуску китайские в принципе, в достаточной мере технологичны, чтобы обеспечивать потребности армий на десятки лет вперед, считают эксперты. В частности, такой параметр как отклоняемый вектор тяги, который будет, как ожидается, обязательным для самолетов 6 поколения, присутствует на многих современных машинах. А та самая сверхманевренность, о которой мы говорили выше, присутствует даже на некоторых истребителях 4 поколения. Не говоря о современных Т-50 и F-22. Кроме того, крейсерсая скорость обоих самолетов, как считают некоторые эксперты, вполне может достигать сверхзвуковых значений.

Опередившие свое время

Есть версия, что текущие модели истребителей рассчитаны на несение службы в течение 50 лет. Это косвенно подтверждается тем фактом, что самолеты даже предыдущего, 4 поколения, разработанные в середине 60-х, успешно служат в армиях ведущих военных держав мира до сих пор. Базовые их характеристики - скорость истребителя, вооруженность, маневренность - вполне отвечают, полагают эксперты, современным задачам. К таковым, в частности, относятся такие машины, как российский Су-30, американский F-14.

Есть также мнение, что даже некоторые самолеты 4-го поколения могут вполне успешно конкурировать в каких-то компонентах с перспективными разработками. В частности, к таковым некоторые эксперты причисляют истребители России - в новейших модификациях. К тому же существующие машины (как 4, так и 5 поколения) обладают, как считают многие специалисты, колоссальным потенциалом для модернизации. И потому многие функции из числа тех, что ожидается увидеть в перспективных самолетах, вполне можно "привинтить" к образцам предыдущего поколения истребителей.

Когда появятся новые машины?

Когда же появятся самолеты нового класса? По прогнозам экспертов, тестовые испытания таких машин возможны в пределах ближайших 10 лет, запуск в производство реален в течение 20. Есть версия, что первый истребитель 6 поколения построят американцы. Тому способствует прежде всего колоссальный военный в разы превосходящий тот, который есть в распоряжении у России и Китая, даже если их суммировать. Также у США есть завидный, по мнению многих экспертов, технологический потенциал.

Хотя, как отмечают некоторые специалисты, не все у американцев настолько позитивно. В частности, многие эксперты критикуют существующие передовые разработки из США - тот же F-22, а также перспективный F-35 (который, к слову, не относится к 5 поколению, что может косвенно подтвердить отсутствие заинтересованности конструкторов в выходу на 6 уровень).

Существующие прототипы: американские концепции

Какие есть прототипы машин 6 поколения? Каким предполагает быть лучший в мире истребитель новейшего класса?

К таковым некоторые эксперты причисляют проект F/A-XX, разрабатываемый компанией Boeing. Предполагается, что это будет палубный истребитель для который можно будет задействовать в широком спектре боевых задач. Прототип машины был представлен миру инженерами Boeing еще в 2008 году. Особенность конструкции самолета заключается в том, что у него нет вертикального оперения, в то время как им обладают почти все современные истребители. Фото необычного F/A XX ниже.

Крылья аппарата, как отмечают эксперты, похожи на таковые элементы F-22. В кабине перспективного самолета, исходя из представленного макета, предусмотрено два места для пилотов. Первый, как полагают специалисты, будет управлять истребителем, а второй - наводить входящие в комплект вооружения. Многих экспертов, вместе с тем, смутил большой заявленный вес машины - 45 тонн. Впрочем, есть мнение на этот счет - на тяжелый корпус можно установить более мощный двигатель, за счет чего увеличить общую тяговооруженность аппарата. Двигатель, который, возможно, будет стоять на F/A-XX - тот же, что установлен на F-35. Что еще раз подтверждает тот факт, что многие сегодняшние технологии уже соответствуют критериям 6 поколения. Ожидаемый запуск F/A-XX в производство - середина 2020-х годов.

Спустя несколько лет после первого показа F/A-XX публике компания Boeing ознакомила мир с обновленной версией своей концепции машины 6 поколения. Согласно проекту, самолет предполагает выпускаться как раз таки в двух технологических версиях - беспилотной и той, где управлять аппаратом будет человек. Предполагается, что самолет сможет заменить истребители четвертого поколения типа F-18 в течение ближайших десятилетий.

Корпорация Boeing, между тем, имеет еще одну концепцию истребителя 6 поколения. Это машина F-X. Предназначена она уже не для ВМФ, а конкретно для военно-воздушных сил США. Предполагается, что данный самолет заменит F-22. Главным преимуществом машины называют очень высокую скорость.

Известно, что другой американский авиагигант - - также подготовил свою концепцию. Правда, фактов о перспективном самолете от этой фирмы пока очень немного. Есть, разве что, только сведения о том, что машина будет выпускаться по интегральной аэродинамической концепции.

Американцы, как считают некоторые эксперты, имеют примерные ориентиры по срокам ввода истребителей 6 поколения в строй. Максимум, сколько готовы ждать США - до конца 2030-х годов. В свою очередь, переоснастить армию американцы планируют в течение 20 лет после запуска самолетов в серийное производство.

Самолет из Европы

В числе заметных европейских прототипов самолета 6 поколения - разработка концерна Dassault nEUROn. Правда, все, чем пока могут похвастаться инженеры этой фирмы - неплохой беспилотник, созданный с применением "стелс"-технологии. Он был показан миру в 2012 году. Однако те инженерные наработки, что были в нем реализованы, полагают эксперты, могут стать основой для создания полноценной машины 6 поколения.

Китайский проект

В данный момент авиаконструкторы из КНР дорабатывают истребители 5 поколения. Речь идет о самолетах J-20 и J-31. Пока, как считают эксперты, китайские инженеры не будут сильно отвлекаться на перспективные разработки, однако есть факты, подтверждающие некоторую заинтересованность конструкторов из КНР в создании машины 6 поколения. Так же как и европейцы, инженеры из КНР создали высокотехнологичный беспилотник, который был назван Lijian, характеризующийся низкой заметностью для радаров. На основе этой разработки, считают эксперты, вполне может быть сконструирован перспективный реактивный истребитель. Возможно, что он в определенной степени будет соответствовать критериям 6 поколения.

Японский прототип

Конструкторы из Японии, как сообщается в ряде источников, также занимаются вопросами создания истребителя новейшего класса. Считается, что основой для машины будет экспериментальный ATD-X. Есть версия, что истребитель 6 поколения японцы будут строить в союзе с конструкторами из США. Эксперты называют машину ATD-X образцом, который вполне может стать основой для реализации самых передовых технологий будущего. Включая разработку истребителя 6 поколения.

Российская концепция

Как обстоят дела в отечественной конструкторской школе? Есть ли шанс, что в скором времени появится 6 поколения? Известно только то, что планы по созданию такой машины есть у военного руководства страны. Есть некоторые сведения о том, что разработками в этом направлении занимается компания "Сухой". Правда, о возможных сроках начала разработки и ввода подобного самолета в производство пока мало что известно. Сегодня все ресурсы отечественных разработчиков брошены на другие истребители России - Т-50, относящийся к 5 поколению, а также на модернизацию машин, принадлежащих к более старшим моделям. Но в среде экспертов есть версия, что именно Т-50 может стать основой для создания самолета 6 поколения.

Выше мы уже сказали, что российские конструкторы могут начать создание перспективной машины как на беспилотной основе, так и на базе технологий, предусматривающих участие в управлении самолетом человека. Если приоритетным будет выбран первый вариант, то в качестве базы наработок может быть использован аппарат типа "Скат", созданный ОКБ МиГ. Использованные в нем технологии, как считают специалисты, вполне могут содействовать тому, чтобы российский истребитель 6 поколения появился в обозримом будущем.

При этом в СМИ есть сообщения о том, что первый прототип машины 6 поколения, созданный инженерами из РФ, появится в ближайшие 10-12 лет. Этим, вероятнее всего, будет заниматься Объединенная авиастроительная корпорация. При этом отмечается, что у российских авиаконструкторов есть шанс обогнать США, которые запланировали создать самолет аналогичного класса на 2030-е годы. Вместе с тем, как отмечают эксперты, инженеры из РФ еще не определились с точной концепцией перспективного истребителя, считая, что ее разработка - вопрос в большей степени научный, чем конструкторский.

Похожие статьи

  • Варенье из персиков в янтарном сиропе — простой рецепт на зиму

    Несложный рецепт варенья из персиков поможет всем ценителям фруктовых десертов приготовить вкусное, нежное и ароматное лакомство! Нежнейший фрукт – персик является любимым кушаньем многих людей, как в свежем, так и в консервированном...

  • Традиции и обычаи англии

    Every nation and every country has its own customs and traditions. In Britain traditions play a more important part in the life of the people than in other countries. Englishmen are proud of their traditions and carefully keep them up. It...

  • Программа развития туризма в алтайском крае

    Скопа Виталий Александрович , доктор наук, доцент, профессорАлтайский государственный педагогический университет ТУРИЗМАЛТАЙСКИЙ КРАЙСПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМСПОРТ В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития спортивного...

  • После операции на легких Дыхательная гимнастика после удаления легкого

    ЛФК после операции на желудке и двенадцатиперстной кишке имеет определенные особенности. Это связано с тем, что оперативные вмешательства на желудке и двенадцатиперстной кишке характеризуются большим по размерам операционным разрезом...

  • Что такое глиобластома головного мозга

    Что певица Жанна Фриске скончалась после длительной борьбы с онкологическим заболеванием - глиобластомой. «Лента.ру» разбирается, что это за недуг, каковы его симптомы, как его лечат и был ли у врачей шанс предотвратить трагический...

  • Карта от вязников до старой руссы Карта вязниковского уезда владимирской губернии

    Согласно данным карты расстояние от Вязников до Старой Руссы составляет 0 км. Наш сервис позволяет вам самостоятельно работать с расположенной выше картой. Используя эту карту, вы можете точно построить необходимый вам маршрут от Вязников...