От подмосковного аэроклуба до главного штаба войск пво. Жизнь в авиации Мальцев игорь михайлович

80 лет – полёт нормальный Автор Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда». 11.08.2015 Фото из архива И.М. МАЛЬЦЕВА.евА Генерал-полковник Мальцев не гонялся за должностями – они сами его находили На долю этого человека выпало военное детство, освоение первых реактивных истребителей, руководство крупными войсковыми объединениями, принятие решений, оказавших существенное влияние на судьбу страны и её безопасность, активная общественная деятельность. 6 августа генерал-полковнику авиации в отставке Игорю Мальцеву исполнилось 80 лет. На предложение о встрече кавалер ордена Красной Звезды, ордена Октябрьской Революции, двух орденов «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР», лауреат Государственной премии Российской Федерации долго открещивался, мотивируя тем, что ничего особо выдающегося за свою жизнь не совершил и есть более известные и достойные кандидатуры. И только услышав – это приказ, согласился. Родился будущий видный военачальник в подмосковной Балашихе, в рабочей семье. Отец, Михаил Давыдович, – шофёр, впоследствии прошедший от начала до конца Великую Отечественную и войну с Японией. Мама, Ирина Прокопьевна, – швея на фабрике. Одни из первых осознанных детских воспоминаний нынешнего юбиляра относятся к 1940-м годам, как оказалось, непосредственно повлиявшим на его дальнейшую судьбу. Он вспоминает, как над селом, где они с мамой были в эвакуации, безнаказанно кружились самолёты с крестами на крыльях и обстреливали дорогу, по которой на фронт шли войска. А в один из дней на ближайшее поле вынужденно приземлился наш бомбардировщик ТБ-3 с повреждённым в воздушном бою двигателем. Семилетний Игорь крутился рядом, глядя, как дед, Давыд Иванович, плотничал, помогая техникам заменить мотор. Встреча с живым лётчиком перевернула сознание мальчишки. После прощального круга над селом успешно взлетевший краснозвёздный самолёт окончательно определил цель в жизни будущего генерал-полковника авиации – только в небо, только летать. – Для меня главный жизненный принцип: поставил перед собой цель – добьюсь её достижения, – поделился Игорь Михайлович. – Этому принципу я следовал всегда. Генерал-полковник Мальцев был одним из организаторов освоения авиацией ПВО ледовых аэродромов за Полярным кругом Это стремление привело юношу в аэроклуб. Свой первый самостоятельный вылет 8 августа 1952 года на Як-18 он вспоминает так ясно, будто это было вчера. В отличие от многих своих друзей курсант Мальцев стремился не только летать, но и понять, как и за счёт чего летательный аппарат «висит» в воздухе. Пытливость ума и желание вникнуть в детали не давали покоя и привели в Московский авиационный институт, куда он сдал документы для поступления. Но бдительное аэроклубное начальство изъяло их и отдало подающему надежды курсанту приказ: только в истребительную авиацию! Так Мальцев осенью 1952-го стал курсантом сразу 2-го курса Батайского военного авиационного училища лётчиков-истребителей, которое окончил по «первому разряду» (по-современному – с отличием). Причём в 1954 году лейтенант Мальцев был в составе первого выпуска пилотов реактивных самолётов МиГ-15. Попав сначала в 126-й истребительный авиационный полк Московского округа ПВО, последовательно прошёл практически все командные должности. Затем были Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина, служба в местах, где от внешних условий часто выходила из строя техника, но закалялся характер человека, – Андижан, Мары. Потом – академия Генерального штаба, должности заместителя командующего, командующего отдельной армией ПВО. Следует отметить, что в разговоре Игорь Михайлович ни разу никого не помянул резким словом. О людях же, оставивших яркий след в его судьбе, говорил только с глубоким уважением. За должностями Игорь Михайлович не гонялся – они сами его находили. Несомненно, причина тому – глубокая компетентность, умение работать с людьми и личный пример. Кстати, вопреки всем инструкциям и указаниям, будучи уже командиром дивизии, он продолжал летать, в основном – ночью. Днём надо было находиться у телефона: звонок из центра мог раздаться в любую минуту. Там не любили, когда командира не было на месте. К слову, о деловых качествах. Командиром дивизии Мальцев был назначен в воинском звании подполковника, командующим отдельной армией – генерал-майора. От заманчивого предложения возглавить Главный штаб ПВО страны ещё в 1973 году тактично отказался, посчитав себя тогда недостаточно готовым к этой работе. Вместо этого был назначен первым заместителем главнокомандующего ПВО страны по противовоздушной обороне стран Варшавского договора. Интересная деталь: на этом посту он сменил генерал-полковника Ивана Подгорного, который, будучи командующим 52-й воздушной армией ПВО в 1954 году, у себя в кабинете экзаменовал только что прибывших молодых лётчиков, среди которых был и лейтенант Мальцев. И только в 1984-м Игорь Михайлович принял должность первого заместителя главкома противовоздушной обороны СССР – начальника Главного штаба. О многом ещё удалось выведать у юбиляра, но ещё о большем собеседник дипломатично умолчал. Он был свидетелем, а порой и непосредственным участником многих исторических событий, повлиявших на ход истории страны. Поговорили о полёте Руста, посадившего свою «Сессну» на Красной площади. Собеседник признал, что это был серьёзный прокол многих служб, в первую очередь – ПВО. Свою роковую роль в этом инциденте сыграли и объективные, и субъективные факторы. Генерал-полковник Мальцев был одним из организаторов освоения авиацией ПВО ледовых аэродромов за Полярным кругом на рубеже 1980-х. Но, безусловно, особый след в истории страны и его личной судьбе сыграли августовские события 1991 года. Он не скрывает, что был их непосредственным участником, не допустив ни одного взлёта с крымского аэродрома Бельбек, за что долгое время его терзали следователи, но ничего не смогли вменить. – Я выполнял приказ. Это для меня – святое. Невыполнение приказа – предательство. Ни о чём не сожалею до сих пор, – убеждён Игорь Михайлович. Были моменты, когда его карьера висела на волоске. В 1959 году в период очередной армейской реорганизации ему посулили хорошую должность, но не связанную с авиацией. «Увольняйте», – показал характер капитан Мальцев. Своенравного лётчика оставили в покое. В 1972 году в Иране значительно активизировались натовские разведывательные службы. В один из дней ими был осуществлён массированный запуск воздушных шаров с фото– и радиоаппаратурой на нашу сторону в зоне ответственности дивизии, которой командовал полковник Мальцев. Большая высота, несоизмеримая разница скоростей и погодные условия не позволяли лётчику МиГ-19 захватывать цели, и они постепенно уходили в глубь страны, что свидетельствовало о неспособности соединения ПВО выполнить боевую задачу. Внезапно комдиву пришло в голову оригинальное решение – наводить не один истребитель, а сразу три, с небольшим интервалом. Когда первый промахивался, остальные учитывали его ошибку, по команде с земли доворачивали в нужном направлении и уже уверенно поражали объекты. – Накурился в тот день на командном пункте до такой степени, что с тех пор с отвращением смотрю на табак, – с улыбкой поделился ветеран. Деловые качества, гражданскую позицию генерал-полковника Мальцева ценили не только сослуживцы, но и простые граждане. В 1990 году Игорь Михайлович уверенно победил четырёх соперников в Балашихинском одномандатном округе и стал депутатом. Активно работал в военной фракции Съезда народных депутатов России, жёстко отстаивая интересы армии и военнослужащих в те непростые годы. Подводя итог встрече, невольно задаёшься вопросом – сколько же энергии, физических и душевных сил, порой мужества надо иметь, чтобы с достоинством пройти такой жизненный и служебный путь? После общения с этим уникальным человеком ответы становятся очевидными – быть преданным своей стране, всегда добиваться поставленных целей и свято выполнять приказы. С юбилеем вас, Игорь Михайлович!

Фото: REUTERS

Изменить размер текста: A A

Отвечает бывший начальник Главного штаба войск Противовоздушной обороны страны генерал-полковник Игорь Мальцев.

КП: - Игорь Михайлович, могли ли российские спутники космической разведки видеть и определить место запуска ракеты «Бука» или другого зенитно-ракетного комплекса в том месте, где все случилось?

ИМ: - Здесь есть возможность обнаружить тепловую энергию от факела ракеты или радиолокационное радиоизлучение этой ракеты. Или станцию наведения ракет. Хотя вообще-то космические средства разведки для этих целей не созданы. Они в основном ориентируются у нас для предупреждения о ракетном нападении. Вот старт баллистических ракет – да, там с высокой точностью определяется.

КП: - А вот если истребитель взлетает? Обыкновенный истребитель…

ИМ: - Думаю, что из космоса вряд ли возможно достаточно точно определить… Дело в том, повторюсь, что космические средства не для этого создаются. Поэтому возможность такая вряд ли заложена в тактико-технические характеристики тех спутников, которые находятся на дежурстве. Для этого предназначены средства, которые расположены на земле в основном.

КП: - Вы имеете в виду радиотехнические средства, да?

ИМ: - Радиотехническая разведка, радиолокационная разведка, слежение за радиопереговорами и т. д.

КП: - А вот российская сторона заявляла, что в то время, когда погиб Боинг, российская радиотехническая разведка зафиксировала работу украинской РЛС. Это может быть каким-то косвенным доказательством или прямым, что с той стороны была работа по Боингу?

ИМ: - Нет, прямым доказательством это быть не может. Потому что радиолокационные средства работают и в мирное время. Они работают для контроля за воздушным пространством со стороны министерства обороны. А минобороны , в том числе и на Украине , отвечает и за прикрытие государственной границы. То есть, они смотрят в целом за воздушной обстановкой. Трудно сейчас сказать, насколько эта задача пунктуально и в полном объеме выполняется Украиной в период таких событий, которые там идут сейчас.

КП: - А, допустим, наши знали, что вот на украиснкой стороне работают 15-16 РЛС. И вдруг появляется новая – они ж могли это заметить?

ИМ: - Дело в том, что круглосуточно станция не может работать. Станции включаются и выключаются по определенному графику. Для того, чтобы создавать определенное радиолокационное поле, которое должно контролировать воздушное пространство в определенном районе или вдоль всей государственной границы, или в определенном районе территории страны, исходя из обстановки. Но это вряд ли можно считать косвенным признаком.

КП: - Почему и Порошенко, и Обама, и Керри через день заявляют, что у них есть неопровержимые доказательства места запуска ракеты по Боингу из района, контролируемого «сепаратисами»? Но до сих пор эти доказательства не представлены ни в ООН, ни в ОБСЕ, ни международной комиссии?

ИМ: - Я думаю, что, если бы у них что-то было реально, это давно бы стало известно.

КП: - А если они «зажимают карты», то какую цель преследуют?

ИМ: - Ну, они делают это для того, чтобы оказывать психологическое давление на участников комиссии по расследованию. С тем, чтобы «довернуть мозги» им в определенную сторону. Я вам скажу, что косвенных признаков можно придумать очень много. Но основными фактами, которые могут подтвердить, что это теракт, или это подрыв ракеты в районе цели, то ли это зенитная ракета, то ли это самолетная ракета истребителя – вот только это может дать первый ответ на вопрос – связана ли эта катастрофа с террором, подрыв боеприпаса внутри самолета, или это подрыв ракеты авиационной или зенитно-ракетной. Вот эти факторы определяются экспертами достаточно точно по тем останкам, которые потом соберут в кучу и начнут их обследовать. Ведь каждая ракета имеет боевую часть, начиненную специальными поражающими элементами. Грубо говоря, там могут быть шарики, стрелы какие-то – ну самые разные металлические предметы, которые разрушают конструкцию самолета, а некоторые даже способны прошивать самолет насквозь. И для специалистов по останкам корпуса самолета очень легко и просто определить. Если этот самолет просто рухнул, там этих дырок от поражающих элементов нет. Мне за 25 лет летной работы в авиации часто приходилось быть на «ямах» и смотреть на эти останки. Обычно самолет, который рухнул сам по себе, там гладкие куски этих поверхностей и на них никаких следов поражающих элементов нет… Если их там ни одного нет, то ясно, что самолет упал сам. Если это подрыв, внутри там характер разрушения самолета совершенно другой, там отрубается определенная часть и рушится. По характеру вот этих поражений можно определить и сами поражающие элементы. Кроме того, сами поражающие элементы могут и остаться в самолете – в корпусе и даже в телах людей, которые там остались. И по самому поражающему элементу, если такие будут найдены, можно точно сказать, кому это принадлежит – «Буку» или ракете «воздух-воздух», запущенной с самолета… И вот это уже не косвенные будут, а прямые факты, которые свидетельствуют о том, что самолет сбит ракетой, скажем. И вот тогда уже, после расшифровки «черных ящиков», после того, как будут прочитаны остатки радиообмена между экипажем, можно точно определить время, когда это было. По линии пути от этого времени можно отсчитать, в каком месте вот это произошло точно. Абсолютно точно можно сказать, в каком месте было это поражение самолета. И все это привяжут к местности. Если бы была космическая фотография, а она наверняка какими-нибудь средствами фотографировалась, там можно четко увидеть – сегодня с космической фотографии можно обнаружить предметы до метра точно…

КП: - А у нас есть такая возможность сфотографировать из космоса?

ИМ: - А почему же нет? У всех есть. И у нас, и у американцев есть.

КП: - Спутник же должен постоянно висеть над этим районом, да?

ИМ: - Ну, это целая система…

КП: - Вы думаете, у нас есть такая возможность снять, да?

ИМ: - Это не только у нас, у всех есть. И у американцев в том числе. И если оно и есть и они сейчас молчат, так это потому, что там будет видно, где стоял «Бук». Это ведь все-таки не один и не два метра…

КП: - Почему украинские диспетчеры изменили высоту эшелона Боинга?

ИМ: - Это вопрос, который вообще не надо привязывать серьезно к этой истории.

КП: - Это обычная практика?

ИМ: - Да. Диспетчер в очень сложных обстоятельствах работает. В воздухе, при всей дисциплинированности летчиков, бывают отклонения небольшие от маршрутов, искажения курса. И для того, чтобы там развести и исключить опасное сближение самолетов, диспетчер может и снизить временно, и отвернуть его в сторону, и выше поднять. Это обычная диспетчерская работа. Вот сегодня я слышал информацию, что шесть самолетов могли бы в кучу сойтись в Ростовской области. Но диспетчер успел правильными действиями – кого вверх, кого вниз, кого в сторону – развести их.

КП: - А то вот такой вопрос: может ли оператор пусковой установки «Бука» с помощью только своей РЛС, которая у него на командной машине стоит, отличить на экране гражданский самолет от военного? Вообще на радарах отличается гражданский самолет от военного?

ИМ: - Ну, размер отражаемой поверхности транспортного самолета намного больше, чем отражающая поверхность истребителя. И там характер отметки совершенно другой.

КП: - А это пятно больше или оно более растянутое?

ИМ: - На станции радиолокационного обнаружения оно выглядит гораздо крупнее, потому что идет на экран прямой отраженный сигнал. А вот уже на станции наведения ракет там уже сигнал этот трансформируется в удобный для наведения ракет.

КП: - То есть, свою форму как бы ему придает…

ИМ: - Да, этот сигнал от станции наведения ракет преобразуется в удобную форму для управления.

КП: - Некоторые свидетели катастрофы Боинга говорят, что видели, как следом за ним летели два маленьких самолета. Можно ли увидеть там на высоте 5 или 8 тысяч метров самолет?

ИМ: - На 5 или 8 тысяч метров вряд ли увидишь, а вот на высоте 10 тысяч, где летел самолет, возможно, был инверсионный след. На этих высотах самолет как таковой не увидишь с земли. Тем более истребитель. А вот инверсионный след от него может быть виден. При определенном состоянии атмосферы.

КП: - След Боинга или след истребителя?

ИМ: - Если был след от истребителя, то он был и от Боинга. Если они на одной высоте были. Потому что след сам по себе зависит от состояния ионосферы в этом слое. Это конденсат на остатках работы двигателя при определенной влажности на этой высоте.

КП: - Какая информация обычно записывается на черные ящики?

ИМ: - Вся информация. Вы имеете в виду речевая?

КП: - Любая. Это и речевая и состояние техники?

ИМ: - Мне сейчас трудно сказать, сколько параметров пишется на этом Боинге, но, во всяком случае, наверное, не менее десятка это точно. Вот даже на самолете, на котором я закончил летную работу, Су-15, там писалось 12 параметров. И скорость, и высота, и курс, и переговоры, и температура двигателя, обороты и прочее. Короче говоря, пишется все, что нужно, для того, чтобы потом определить, как выполнялся полет, какие там были отказы двигателей или системы и т.д. То есть, параметры, которые определяют работу двигателей и всех систем самолета. В том числе и речевая – внутренние переговоры экипажа пишутся все и разговоры по внешней связи с диспетчерами, с командным пунктом и т. д.

КП: - Когда вы летали, вы, допустим, увидели там справа или слева какой-то странный самолет, вы все это записывали по речевому самописцу? Скажем, вижу слева там в 10 км иностранный самолет. А могли ли в Боинге увидеть истребитель украинский и записать это на черный ящик?

ИМ: - Если истребители сзади были, то вряд ли на Боинге их могли видеть. Если же истребители выходили вперед, то с Боинга наверняка передали, что на близком расстоянии от них проходит там пара истребителей.

КП: - Говорят, что на всех «Буках» есть некие ключи. Даже если бы ополченцы, допустим, захватили тот же «Бук», то там без определенных ключей он бы не работал. Или это легенда?

ИМ: - Ну, наверняка есть ключи, которые исключали бы использование этого комплекса посторонними людьми. Наверняка, а как же.

КП: - Как вы думаете, почему сразу несколько украинских самолетов вчера нанесли ракетно-бомбовые удары под Донецком по месту, где не было ни одной позиции ополченцев? По пустырю стреляли. Есть предположения, что таким образом заметали следы украинского «Бука»…

ИМ: - Да черт его знает. Может быть. Но ведь дело в том, что разброс деталей этого самолета уже сегодня, по-моему, в 50 кв. км определили. Если даже эти удары и преследовали цель нанести какие-то дополнительные поражения останкам для того, чтобы на этом фоне демаскировать реальные поражающие действия ракеты, то это все равно ни к чему не приведет. Потому что разброс настолько большой – всю поверхность они покрыть не могут. И если там есть воздействие поражающих элементов ракет, то эксперты их обязательно найдут, если хотят найти. Но поскольку там не один эксперт, вот это желание, даже если у кого-то и появится скрыть, оно вряд ли осуществимо.

КП: - Игорь Михайлович, у вас уже вызрело какое-то предположение о причинах катарофы Боинга, к которому логика ваша склоняется? Или вы все еще тоже маетесь в догадках?

ИМ: - Я не могу понять, почему, если это уничтожение «Боинга, почему оно произошло так близко к государственной границе России ? Видимо, был иной расчет... Ведь если бы упал этот самолет на территории России, разговор с нами был бы совсем другой сейчас. На нас бы повесили всех дохлых кошек. Поскольку тогда, кроме наших зенитных ракет, больше списывать не на кого.

КП: - Может, именно в этом и расчет этой операции был?

ИМ: - Ну, если даже и рассчитывали, то она вообще сделана топорно. Чувствуется, что профессионализма военным Украины не хватает во всем, за что ни возьмись.

КП: - Игорь Михайлович, вот у украинцев под Донецком стоит 156-й зенитный ракетный полк, вооруженный «Буками». Они его время от времени вытаскивали на поля и устраивали учения… А в это время была нервная обстановка, наши самолеты патрулировали вокруг границы и украинцы нагнетали ажиотаж, что вот-вот русские прилетят и начнется бомбежка… Не могло ли так случиться, что по недоразумению, из-за низкого профессионализма украинцы перепутали наш бомбардировщик и Боинг и пальнули, а?

ИМ: - Я не думаю, чтобы уж украинские руководители до такой низости пали, чтобы идти на вот это злодеяние?

КП: - А если просто по ошибке?

Им: - Я согласен. Если это и произошло, то только из-за низкой квалификации и случайно произошло. Точно так же, как было тогда с С-200 и нашим Ту-154, сбитым в 2001 году над Черным морем.

ЕЩЕ КОММЕНТАРИЙ

Михаил Тимошенко, полковник в отставке, военный эксперт: «Порошенко и Обама блефуют»

- Могли ли российские спутники космической разведки видеть и определить место запуска ракеты «Бука» или другого ЗРК? Или засечь истребитель, атакующий малайзийский Боинг? Или не могли из-за известного состояния нашей космической группировки?

Для этого нужен один или несколько спутников с РЛС бокового обзора и инфракрасными сенсорами над этим местом. Состояние нашей космической группировки такого не позволяет.

- Почему и Порошенко, и Обама говорят, что у них есть «неопровержимые доказательства» места запуска ракеты по Боингу, но до сих пор они не представлены ни в ООН, ни в ОБСЕ, ни международной комиссии, расследующей ЧП?

Потому что они знают, кто запустил ракету, но признать этого не могут, как Кучма в свое время не признавал удар своей ракетой С-200 по нашему Ту-154 в 2001 году. Вот и пытаются «давить авторитетом". Другими словами - блефовать.

Почему, на ваш взгляд, украинские диспетчеры изменили высоту эшелона Боинга на 600 метров ниже? Это обычная практика или тут что-то иное?

Обычная практика, особенно если на этом эшелоне летит другой самолет, особенно военный.

- Можно ли по характеру разрушений Боинга и типу пробоин на останках самолета понять, каким оружием он был поражен?

Можно. Если это С-200, то будет множество круглых отверстий от шрапнели, которой снаряжена его боевая часть (БЧ). Если отверстия рваные, то скорее всего это "Бук", у которого на расстоянии 17 м от цели срабатывает радиовзрыватель, и БЧ рвется на осколки весом более 60 г. Если отверстия круглые, но большего диаметра, то это скорее всего 30- мм снаряды от пушки истребителя ГШ-30. Тогда должны быть следы внутреннего взрыва и осколков от него.

- Может ли оператор пусковой установки «Бука» с помощью только своей РЛС (установленной на его машине) отличить на экране гражданский самолет от военного?

Оператору пусковой установки не то что отличить, даже обнаружить цель своей РЛС - все равно что подглядывать сквозь замочную скважину: очень уж мал сектор обзора. да и потом, электроника комплекса блокирует пуск по своим самолетами и вертолетам. А вот по иностранным - нет!

Некоторые свидетели катастрофы Боинга говорят, что видели, как следом за ним летели «маленькие самолеты». Добивали лайнер?

Есть расхожее выражение - "врет, как очевидец". С расстояния в 10 км или более (если наблюдатель видит цель под углом) увидеть истребитель на фоне инверсионного следа лайнера затруднительно. Добивать тоже не могли: там, где работает ЗРК, свои истребители не летают: не дай бог, свои же ПВО -ошники зацепят.

- Какую информацию обычно записывают «черные ящики»? Говорят, что на Боинге из было аж 12?

Обычно регистраторов только два - параметрический и речевой. Иногда дублируют, но не шестикратно же.

- Уже давно ходят слухи, что ополченцам якобы удалось с месяц назад отбить у одной из частей украинской армии «Бук». Есть на его установке «ключи», без знания которых нельзя запустить ракеты?

Нигде не сказано, какой из элементов "Бука" они отбили, а там их как минимум четыре: командный модуль, РЛС обнаружения и целеуказания "Купол", самоходная пуско вая установка (у нее своя РЛС с функцией наведения по сигналу от "Купола" через командный модуль) и пуско-заряжающая машина (ПЗМ). Пуск могут произвести только два последних, но ПЗМ сделать это может только при наличии работающей РЛС на самоходной пусковой установке. "Ключей", блокирующих запуск, нет, так как система опознавания "свой-чужой" блокирует запуск по своим летательным аппаратам.

- Оставляет ли за собой ракета «Бука» след в небе? Сколько минут он держится до полного рассеивания?

Оставляет, но короткий, так как двигатель работает около 25 секунд. Держится в зависимости от силы ветра.

- Как вы думаете, почему сразу несколько украинских самолетов нанесли вчера ракетно-бомбовые удары под Донецком по пустынному месту, где не было позиций ополченцев? Заметали следы, оставленные украинским «Буком», стрелявшим по Боингу?

Очень похоже именно на это.

- Какие следы остаются на «Буке», стрелявшем ракетой?

Может остаться копоть или слегка в некоторых местах обгореть краска на борту.

КОМПЕТЕНТНО

«Шансы установить причину крушения Боинга есть»

На вопросы военного обозревателя «КП » Виктора Баранца отвечает Михаил Захаров , полковник в отставке, старший преподаватель кафедры Тактики и вооружения зенитных ракетных войск военной академии воздушно-космической обороны, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

КП: - Как «Бук» поражает цель?

МЗ: - Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) поражает цель не за счёт прямого попадания в воздушную цель (вероятность прямого попадания ракеты в цель небольшая), а за счёт подрыва боевой части (БЧ) и разлёта осколков.

Конкретно для ЗРК «Бук-М1» используется зенитная управляема ракета (ЗУР) 9М38М1, самонаводящаяся твердотопливная с полуактивным методом самонаведения. Ракета одноступенчатая и не имеет отделяющихся в полете частей.

КП: - Каковы ТТХ ракеты «Бука»?

МЗ: - ЗУР имеет следующие характеристики:

Средняя скорость полета - 800-850 м/с (максимальная - 1000 м/с);

Стартовая масса - 685 кг;

Масса боевой части - 76 кг;

Количество осколков боевой части - 6500 шт. (2 типа: 8,1 г и 2,5 г);

Время работы двигательной установки - 18-22 с;

Располагаемые перегрузки - 19 ед.

Осколки разлетаются со скоростью 1,7 – 2,0 км/с, накрывая цель. Вероятность поражения цели типа истребитель ЗРК «Бук-М1» составляет 0,8 – 0,95. Вероятность поражения гражданского лайнера одной ракетой близка к 1.

КП: - Что происходит с самолетом, когда его атакует ракета «Бука»?

МЗ: - При попадании разлетающихся осколков несущие поверхности самолёта превращаются в дуршлаг (говоря по-научному, - совокупность частых отверстий). При исследовании трупов при попадании ракеты С-200 в лайнер ТУ-154 в 2001 году медицинской экспертизой была констатирована мгновенная смерть части из них ещё на борту от поражения осколками. (Вот почему межународной комиссии, работающей на Донбассе , нужно сейчас так же исследовать трупы на предмет наличия в них металлических осколков!).

Фото, которые я видел, не дают возможности сделать вывод о применении ЗРК (нет характерных повреждений типа «дуршлаг» от разлёта осколков ракеты).

Чтобы сделать однозначные выводы, нужно специалистам детально изучить характер повреждений не только техники, но и трупов.

Нужно во что бы то ни стало найти фрагменты ракеты!!! Они наверняка находятся неподалеку, поскольку после подрыва ЗУР ни самолёт, ни ракета не будут планировать – фрагменты будут хаотично падать вертикально вниз и смещаться под действием ветра. Ракета не взрывается в пыль (подрывается только БЧ и то осколки летят в области пространственного конуса). Крупные фрагменты должны обязательно присутствовать и по ним можно определить, что же поразило самолет. (Сейчас пока суета вокруг почти бесполезных чёрных ящиков).

КП: - Может ли оператор «Бука» распознать на экране тип цели и поределить - она «своя» или «чужая»?

МЗ: - Оператор РЛС может лишь приблизительно (по скорости, высоте, маневренности и ЭПР цели) определить класс цели – истребитель, бомбардировщик и т.д.

Ведётся опознавание государственной принадлежности по принципу «свой-чужой». Гражданский и военный самолёт на экране индикатора выглядят совершенно идентично, если у них примерно одинаковые скорость, высота и т.д.

КП: - Какую информацию содержат «черные ящики»?

МЗ: - Чёрные ящики записывают телеметрическую и речевую информацию. В нашем конкретно случае они малоинформативны, за исключением точного определения момента попадания ракеты в самолёт – тогда РЕЗКОЕ уменьшение высоты, скорости, ненормативная лексика лётчиков и т.д.

КП: - По каким признакам можно определить запуск ракеты «Бука»?

МЗ: - Ракета оставляет за собой БЕЛЫЙ след. У земли он держится 15-20 секунд (есть видео запуска ракеты «БУКа»). По мере набора ракетой высоты инверсионный след ракеты более устойчив и держится 2-3 минуты.

КП: - Какие следы остаются на земле возле «Бука», запустившего ракету, и на самой установке?

МЗ: - После пуска ЗУР на земле остаётся след прогара, следы прогара красочного покрытия остаются и на самоходной огневой установке (СОУ) и пусковой заряжающей установке (ПЗУ). Конечно, можно быстренько перекрасить (якобы подошло время технического обслуживания большой периодичности), но скрыть, что краска новая, тем более невозможно, СОУ (ПЗУ) будут пахнуть несколько недель свежей краской.

СОУ один не стреляет (он просто не имеет возможности обнаружить цель). Нужны ещё станция обнаружения целей (СОЦ) «Купол» и пункт боевого управления (ПБУ).

После пуска твёрдотопливной ЗУР от места пуска в направлении полёта к цели остаются лежать на земле непрогоревшие кусочки топлива ракеты (твёрдые, чёрные, матовые, выделяют много энергии, если поджечь). Это – вещественное доказательство недавно произведённого пуска!

Свой 80-летний юбилей отметил в августе один из лучших специалистов в области противовоздушной обороны генерал-полковник Игорь Михайлович Мальцев, служивший в 1984-1991 годах начальником Главного штаба Войск ПВО – первым заместителем главнокомандующего Войсками ПВО. В день рождения юбиляр получил поздравления от Военного совета Воздушно-космических сил, от соратников, сослуживцев. Юбиляр с особой теплотой и гордостью вспоминает свою службу в Войсках противовоздушной обороны, которым он посвятил почти 40 лет своей жизни, пройдя тернистый служебный путь от курсанта военного училища до генерал-полковника, начальника штаба Войск ПВО Вооруженных сил СССР.

Родился Игорь Михайлович в 1935 году в подмосковном городе Балашихе в семье рабочего. Судьба его складывалась как и у большинства сверстников военной поры. Суровые испытания военных и послевоенных лет наложили свой отпечаток на характер будущего генерала. Он быстро повзрослел и возмужал. В начале 1950-х годов серьезно увлекся авиацией и ракетостроением. Во время учебы в 9-м классе записался в местный аэроклуб и взял на себя обязательство после его окончания поступить в военное училище летчиков. Так он стал курсантом Батайского военного авиационного училища летчиков-истребителей.

Окончив училище за два года, в 1954 году летчик-истребитель лейтенант Игорь Мальцев был направлен в 126-й истребительный авиационный полк Московского округа ПВО, где прошло его становление из начинающего летчика в опытного командира звена.

Через 10 лет, в 1964 году, Игорь Михайлович окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и был назначен в легендарный 9-й гвардейский авиационный полк, дислоцированный в Андижане (Узбекистан). Это был прославленный авиаполк, в котором было воспитано 26 Героев Советского Союза, четыре его летчика получили это высокое звание дважды. Здесь он прошел служебный путь от командира эскадрильи до командира полка. Летная подготовка в полку была очень интенсивной. Налет у летчиков в то время составлял 260 часов в год. Одним из первых 9-й гвардейский авиаполк получил самолеты нового поколения Су-15. Новую технику освоили в рекордно короткие сроки, и уже через четыре месяца авиаполк провел успешные стрельбы на полигоне, за что получил переходящее Красное знамя ЦК КПСС и Совмина, а ряд офицеров, в том числе Игорь Михайлович, – ордена Красной Звезды.

В 1970 году И.М. Мальцев принял дивизию в приграничных Марах (Туркмения). Несмотря на тяжелые условия службы, сложные климатические условия, бытовую неустроенность, около 1000 км воздушных границ были под надежной защитой дивизии ПВО.

После окончания в 1975 году Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР Игорь Михайлович проходил военную службу в должностях заместителя командира 4-й отдельной армии ПВО на Урале, затем командовал 11-й отдельной армией ПВО на Дальнем Востоке.

В 1984 году генерал-полковник И.М. Мальцев стал первым заместителем главнокомандующего Войсками ПВО и возглавил Главный штаб Войск ПВО.

Помимо напряженной служебной деятельности генерал-полковник И.М. Мальцев вел активную общественно-политическую работу – он был депутатом Верховного совета Эстонской ССР, а затем и депутатом Верховного совета РСФСР.

После увольнения в запас 1991 году Игорь Михайлович трудился на предприятиях авиационной радиопромышленности и до 1993 года был депутатом парламента Российской Федерации. В это же время он вел активную экспертную работу в области противовоздушной обороны. Свои 80 лет Игорь Михайлович встречает бодрым, подтянутым, полным сил и энергии. Он ведет активную работу в ветеранской организации, занимается патриотическим воспитанием молодежи.

С Соколовым у меня связано воспоминание, что как раз при нём стали забирать в армию даже с тех вузов, с которых раньше не забирали. Но продолжалось это недолго - 1-2 призыва, и уже на следующий год Соколова сняли, а тех сдудентов, которых забрали за это время в армию - уже к следующему учебному году вернули в вузы, и они пытались врубиться в учёбу после незапланированных в их жизни сапогов, и ещё более незапланированного возвращения. Получалось у них это плохо.

Отношение к тому, что происходило было такое. Сначала - когда стали забирать - крайне нервное и гнетущее - примерно выражаемое словами как "сбрендили они там все что-ли?". Когда из-за Руста сняли Соколова и отменили забор - облегчённое. Горбачёв явно набрал баллов поддержки у части населения. Кстати, когда в дальнейшем близилось ГКЧП - то из эфиров изчезла молодёжная развлекаловка, вроде рок музык, со смещением которого музыки возобнавились с новой силой.

Уж не знаю я, что там и как играло роль, но похоже было, что Горбачёв с Яковлевым давили на низменные потребности и отпускали узду, в результате чего в эфир прорывались интересные передачи, удавалось организовать фестивали (Подольский фест 87). А при генералах как-то всё свёртывалось, передачи пропадали из эфира, самодеятельные мероприятия отменялись.

Мне кажется, что Горбатый потому генералов выгнал, и спецом Руста им подпустил, что забоялся их сам. И забоялись их номенлатурщики.

nenavist_nik "Главный маршал авиации А.И. Колдунов" @ 2009-05-13 02:48:00 (в mil_history)
http://nenavist-nik.livejournal.com/114827.html?format=light
http://community.livejournal.com/mil_history/514882.html

28 мая 1987 года, в День пограничника, в Москве, на Васильевском спуске, у стен Кремля, приземлился легкомоторный самолет с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом находился 19-летний немец Матиас Руст . Сразу же, ещё над территорией Эстонской ССР, по тревоге был поднят истребитель, пилотируемый старшим лейтенантом Пучниным . Он доложил о том, что видит "легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета". Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя, то легко бы это сделал. По словам Руста , занесенным в протокол допроса, он видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.

Однако, высшее руководство страны, в том числе и в лице Горбачева , создало ситуацию, в которой самолет Руста только отслеживался да самой Москвы, но не мог быть сбитым. Инициатива командования ПВО была попросту заблокирована сверху.

Генерал армии Петр Дейнекин , главнокомандующий ВВС России в 1991-97 годах:
"Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль - о внутреннем предательстве - наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и даже среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода... Сбить "Цессну" или принудить ее к посадке силами ПВО могли столько раз, сколько бы захотели".

Горбачев , наконец, нашел повод для расправы над оппозиционным руководством Вооруженных Сил СССР. Виновным "назначили" маршала . То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделали с помощью Матиаса Руста. Через два дня после посадки Руста, с постов были сняты министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Соколов и командующий Войсками ПВО, Маршал авиации . Подполковник Карпец и майор Черных , непосредственно отвечавшие за сектор, фактически первые, кто заметил и доложил о нарушителе - были преданы суду и приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы. 298 офицеров ПВО

Горбачев использовал этот случай как повод для того, чтобы снять со своей должности неугодного министра обороны Сергея Соколова и его ближайшее окружение. Взамен его Горбачев поставил менее решительного службиста Дмитрия Язова , что сказалось на событиях августа 1991 года.

Бывший директор Агентства Национальной безопасности США, генерал-лейтенант Вильям Одом , с удовлетворением отмечал: "С момента прихода Горбачева к власти, на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц были министр обороны, все другие его заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо "верховных командующих", все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными округами. В некоторых случаях, особенно это касается командования военных округов, командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже." (Военно-исторический журнал, июнь 1991 г.)

На фото внизу: Высший генералитет ВС СССР во главе с Маршалом Советского Союза С.Л. Соколовым. Четвёртый справа - Главный маршал авиации А.И. Колдунов. ПрикВО, Яворовский полигон, 2 мая 1987 г. Из личного архива автора.


А. Галанин, "Александр Иванович Колдунов"
http://www.pseudology.org/colonels/KoldunovAI.htm
28 мая 1987 года, в День пограничника, в Москве, на Васильевском спуске, прямо у стен Кремля приземлился легкомоторный самолет с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом самолета-нарушителя находился 19-летний пилот-любитель Матиас Руст . Шла перестройка, и руководство страны не решилось отдать приказ сбить нарушителя. Однако постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным руководством Вооруженных Сил СССР. Нужно было найти виновного. Им и «выбрали» Маршала .

То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделал Матиас Руст . В результате проведенной операции руководство Советской армии было фактически обезглавлено. Через два дня после посадки Руста со своих постов были сняты министр обороны СССР Маршал Советского Союза; Соколов и командующий Войсками ПВО Маршал авиации . Служащие ПВО - подполковник Карпец и майор Черных , непосредственно отвечавшие за сектор, через который проник нарушитель, - были преданы суду и приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы соответственно. 298 офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей.

Умер Маршал после тяжелой болезни 7 июня 1992 года.

Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)
1987: Приземление Матиаса Руста
Общая газета 08.02.2001
http://www.flb.ru/infoprint/5430.html
...
"Из газеты "Правда" от 30 мая 1987 г.:
"28 мая 1987 г. днем в районе города Кохтла-Ярве воздушное пространство Советского Союза нарушил легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ М. Рустом. Полет самолета над территорией СССР не был пресечен, и он совершил посадку в Москве. По данному факту компетентными органами ведется расследование".

Из западногерманской газеты "Вельт" от 30 мая 1987 г.:
"Сообщается, что Матиас Руст, посадивший свой одномоторный самолет "Сессна" на Красной площади, за два дня до этого отбыл на нем в Финляндию из Гамбурга. До сих пор неясно, как ему удалось пересечь советскую границу на самом охраняемом ее участке... Приземление Руста в центре Москвы вызвало восторг оказавшихся поблизости горожан и иностранных туристов. Выбравшийся из кабины пилот успел сказать лишь несколько слов, когда подъехавшие военные скрутили его и увезли в неизвестном направлении".

Из выступления Михаила Горбачева на заседании Политбюро ЦК 29 мая 1987 г.:
"Произошло событие, которое по своим политическим последствиям превосходит все то, что было в прошлом... Речь идет об утере веры народа в нашу армию, в то, ради чего он пошел на многие жертвы. Нанесен удар по политическому руководству страны, его авторитету".

Скандал с полетом Руста был использован Горбачевым, чтобы заменить старое военное руководство.
Сообщение ТАСС от 31 мая 1987 г.:
"Президиум Верховного Совета СССР освободил Маршала Советского Союза Соколова Сергея Леонидовича от обязанностей министра обороны СССР в связи с уходом на пенсию... Указом Президиума Верховного Совета министром обороны СССР назначен генерал армии Язов Дмитрий Тимофеевич".

Из журнала "Тайм" от 10 августа 1987 г.:
"Молодость, отвага и задорная улыбка сделали Матиаса Руста народным героем, но не смогли уберечь 19-летнего немца от перспективы провести десять лет в советском трудовом лагере. Советский суд предъявил Русту целый букет серьезных обвинений, включая "злостное хулиганство" и нарушение государственной границы СССР".

Отсидев меньше года в тюрьме, Руст был выпущен. Но вскоре попал в тюрьму у себя дома - он ударил ножом девушку, за которой безуспешно ухаживал. Отбыв наказание, торговал обувью, отдавая заработанные деньги детскому дому. В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на дочери богатого бомбейского чаеторговца.

Закусал комар слона

Игорь Мальцев, генерал-полковник авиации в запасе
28 мая 1987 года я запомню, наверное, навсегда. В тот день мне, первому заместителю главнокомандующего войск ПВО страны - начальнику главного штаба ПВО, генерал-полковнику и, по принятой тогда традиции, депутату Верховного Совета Эстонской ССР, прямо на заседании республиканского парламента председатель КГБ ЭССР Карл Картелайнен сказал:
- Игорь Михайлович, час назад на Красной площади в Москве приземлился спортивный самолет "Сессна-172", за штурвалом которого находился гражданин ФРГ Матиас Руст. По нашим сведениям, он пересек границу в зоне ответственности Таллинской дивизии ПВО...

Я помчался в соединение, благо его КП находился в пригороде столицы республики. Оперативный дежурный подполковник Иван Карпец и дежурный радиотехнической бригады майор Вячеслав Черных доложили мне, что в 14 часов 29 минут по московскому времени радиолокаторы обнаружили в районе границы над нашей территорией малоразмерную цель, которая не отвечала на запрос "свой-чужой". Поскольку факта пересечения госграницы не зафиксировали ни локаторы, ни визуальные посты пограничников, ее квалифицировали как "нарушитель режима полетов", то есть оказавшуюся в воздухе без заявки или предупреждения КП ПВО (такие случаи с местной авиацией бывали достаточно часто). Стали созваниваться с гражданскими аэродромами, уточнять, откуда вылетел и к какому ведомству принадлежит "разгильдяй", а время уходило. Никто ничего об "объекте" не знал. Решили сообщить об этом в вышестоящий штаб ПВО и подняли в воздух дежурный истребитель.

МиГ-23 быстро нашел "нарушителя". Как доложил летчик, это был легкомоторный самолет белого цвета с голубой полосой на боку. Большего из-за своей огромной скорости он рассмотреть не смог. А "самолетик", завидев истребитель, нырнул на высоту в 20-30 метров и исчез даже с экранов локаторов...

Я позвонил в Москву Главкому войск ПВО дважды Герою Советского Союза маршалу авиации Колдунову. Александр Иванович выслушал мой доклад с заметным раздражением. Правда, не в мой адрес. Но и все же. Чувствовалось, он получил страшный нагоняй из ЦК КПСС, да и сам понимал: случай с "Сессной" - позорное пятно для наших войск. Меня срочно вызвали в столицу, где в нашем штабе уже вовсю работала госкомиссия во главе с заместителем министра обороны СССР генералом армии Петром Лушевым.

Что и как выясняла эта комиссия, вспоминать неприятно. Видно было, что ее меньше всего интересовали причины происшедшего, а нужны были конкретные виновники, которые ответят за все. Через два дня проект приказа был готов. Своих постов лишились министр обороны СССР маршал Советского Союза Сергей Соколов, Главком войск ПВО маршал авиации Александр Колдунов и еще полтора десятка высших должностных лиц в руководстве армии и наших войск. Из всего командования ПВО страны "уцелел" только я один. И то, видимо, потому, что во время ЧП был на сессии Верховного Совета Эстонии и в управлении дежурными силами ПВО в тот период участия не мог принимать в принципе.

Анализируя сегодня те события, я понимаю - основная причина того, что немецкий воздушный хулиган долетел до главной площади Союза, была в том, что вся наша непомерно огромная по тем временам военная машина - система ПВО страны, работавшая, кстати, крайне напряженно, была рассчитана на борьбу с массированными налетами боевой авиации противника, для отражения авиационных ударов агрессора во время войны, а не для стрельбы по спортивным самолетам. Никому тогда и в голову не могло прийти, что какой-то лоботряс попытается так осквернить Красную площадь, как это сделал Руст.
И еще меня не оставляет подозрение, что кто-то на Западе все-таки помог этому немецкому авантюристу перелететь через нашу границу. Уж больно точно он шел по маршруту, который лежал на стыках наших зон ПВО и на тех высотах, которые мы не контролировали. Эти тонкости мог знать только военный специалист, разведчик или боевой летчик. Ему или им легко было уговорить мальчишку на хулиганский поступок. Он ничем не рисковал. У нас был категорический приказ не стрелять по легкомоторным самолетам. И это за рубежом знали.

Кроме того, я думаю, кому-то из наших недругов очень хотелось помочь новому генеральному секретарю ЦК КПСС в его непростой борьбе с военной оппозицией в лице тогдашнего руководства Минобороны, где на дух не принимали и не понимали идей "перестройки, гласности, нового мышления"... Случай с Рустом стал для этого самым удобным и оправданным поводом отправить всех генералов и маршалов, несогласных с "генеральной линией партии", в отставку. Что и было с блеском сделано. "

ИЗ САМОЛЁТА вылез юноша, не говоривший по-русски. Обступившим самолёт зевакам он как мог объяснил, что его зовут Матиас Руст, что он из ФРГ и что прилетел посмотреть на перестройку. Дежурившему на Красной площади милиционеру, который доложил начальству об этом чрезвычайном происшествии, сначала не поверили. Не прошло и двух часов, как 19-летний Руст оказался в следственном изоляторе КГБ «Лефортово».

Происшествие послужило темой для множества анекдотов, однако смеялись далеко не все. Аккурат на следующий день, 29 мая, государства - участники Варшавского договора собирались принять новую оборонительную доктрину, один из основных принципов которой предполагал безусловную надёжность ПВО. Впрочем, даже этот проигрыш тогдашний лидер страны Горбачёв сумел использовать «на благо перестройки». Прежде всего для того, чтобы сломить сопротивление переменам в армии.

Прежний министр обороны 75-летний маршал Сергей Соколов был отправлен в отставку (ныне он советник при Министерстве обороны). Лишился своего поста и главком ПВО Александр Колдунов, сбивший в войну 46 немецких самолётов (умер в 1992 г.). За ними последовали ещё около тысячи генералов и старших офицеров. Оперативный дежурный приграничной дивизии ПВО подполковник Карпец и его помощник майор Черных получили 5 и 4 года лишения свободы.

Справедливости ради следует сказать, что военные засекли самолёт Руста ещё до пересечения границы и доложили в Москву. Пока там согласовывали да утрясали (никто не хотел брать на себя ответственность), немец добрался до столицы. В наши дни повторение его полёта вряд ли возможно. Отчасти из-за того, что войска ПВО России и Белоруссии во многом сохранили боеспособность, отчасти из-за «эффекта 11 сентября». При нынешнем уровне террористической угрозы миндальничать с воздушными хулиганами никто не будет.

В общем, Русту ещё повезло. За нарушение границы и правил полёта ему дали 4 года, но через год и 2 месяца в знак демонстрации «нового мышления» выпустили. Сидел Руст в сравнительно комфортабельном «Лефортово» в одной камере с советским англоговорящим контрабандистом. Жена посла ФРГ собственноручно пекла Матиасу пирожки.


Султанов Чапай Али-оглы "С меткой дьявола", Баку, 2001
http://sultanov.azeriland.com/gorbi/part_08.html

"Никто не говорит, почему Горбачев так внезапно вернул в Москву академика Сахарова . А что было делать? Произошло непоправимое: в чистопольской тюрьме от голода и болезней погиб правозащитник Анатолий Марченко , друг Сахарова . Андрей Дмитриевич решил объявить голодовку. Зная состояние его здоровья, было совершенно ясно, к чему это может привести. Горбачев каждую неделю ездит то в Европу, то в Америку, твердит о перестройке, а в Горьком умирает - от голода - один из лучших физиков ХХ века?"

Был Горбачев мстительным и мелко мстительным. Известно, что значительная часть военных была оппозиционна Горбачеву , и он долго и терпеливо ждал "своего часа". И он пробил. Как пишут В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин , "постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, в котором Яковлев уже играл важную роль, Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным, как он полагал, руководством Вооруженных Сил СССР. Его-то и доставил ему в урочный час на хвосте своего спортивного самолетика Матиас Руст . В результате, как заявил на заседании Политбюро сам Горбачев , были отданы под суд 150 генералов и офицеров СА. По данным американских спецов, внимательно следивших за ситуацией, "под Руста" было смещено не только руководство войск ПВО во главе с маршалом авиации Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя, главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами. В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна горбачевской чистки достигла по меньшей мере уровня командования дивизиями, а, возможно, пошла и еще ниже".

Ясно, что если бы руководитель великой державы ставил интересы Родины выше своих мстительных позывов, он никогда так бы не поступил.

Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. "Третья мировая информационно-психологическая война." Москва, 1999 г.
http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=8&id=1173087300&p=122

...
Но на втором этапе информационно-психологической войны велик был и задел пятой колонны - идеологов КПСС. Накопился целый комплекс извращений социализма и просто здравого смысла, несуразиц и глупостей. Это - бессмысленное "творчество" идеологов типа учебника по "научному коммунизму", трафареты, штампы, пережевывание одних и тех же истин, а так же суперцентрализация экономики, планирование от достигнутого, окостенелость планов, бумаготворчество, вырождение партийно-комсомольской верхушки, снижение темпов развития, большой объем непроизводительных затрат. Все это требовало ликвидации перекосов, проведения разумных преобразований.

Проведя на пост генерального секретаря КПСС М. С. Горбачева , команда идеологов всплывает на поверхность и захватывает высшую власть в стране. В этом заключается принципиальное отличие третьего этапа информационно-психологической войны от второго, когда идеологи были в тени, сохраняя внешне сам организм (экономическую и социальную систему СССР), но постепенно разрушая его изнутри. Теперь задача пятой колонны заключается в тотальном разрушении всей системы в целом. Ее общую стратегическую линию можно охарактеризовать триадой: реформа - углубление - разрушение. Решающую роль приобретает динамика событий, которая ранее на втором этапе, не играла для идеологов сколько-нибудь значительной роли. Под шум лозунгов и воздействие СМИ нужно было незаметно пройти критическую точку, не дать никому опомниться и поставить всех перед совершившимся фактом. С практической точки зрения демонтаж советской власти должен был осуществляться уже на уровне определенных организационных мероприятий, которые можно назвать выбиванием скреп, соединяющих страну в единое целое. Руководящую и организующую роль в разрушении страны сыграла пятая колонна, выступающая от имени КПСС.

Смена руководящих кадров.

Лозунг - "Кадры решают все", провозглашенный в годы индустриализации страны, - пятая колонна взяла на вооружение на заключительном этапе информационной войны. Необходимо было провести массовую замену руководящих кадров, поскольку идеологи КПСС и усиленно внедряемые ЦРУ агенты влияния контролировали сравнительно небольшую их часть. Операцию осуществляли таким образом, что на ключевые посты расставляли своих людей, а массовые кадровые замены создали на местах обстановку некомпетентности и неустойчивости.

Горбачев почти сразу же после вступления в должность удаляет из Политбюро возможного соперника Григория Васильевича Романова , который и ранее подвергался обструкции со стороны пятой колонны (клеветническое дело о посуде из Эрмитажа - ср. гл. 3). На XXVII съезде КПСС в начале 1986 г. Горбачев и его команда существенно изменяют состав ЦК, Политбюро и Секретариата, введя туда своих людей. Затем происходит кампания по массовой замене министров, зав. отделами ЦК, секретарей обкомов КПСС, председателей Исполкомов.

Фактически вся эта ситуация была подготовлена еще ранее при осуществлении операция "геронтократия", когда долгие годы высшие должности занимали старцы, неспособные реагировать на изменение обстановки. Таким образом общество реагировало на начало кадровых изменений общество реагировало как на необходимое обновление. Вспоминается забавное хобби одного из знакомых авторов. Имея справочник, где были опубликованы фамилии членов ЦК, первых секретарей обкомов, руководителей исполкомов, министров, - всего около полутора сотен высших руководителей страны, - он регулярно отмечал выбывших, радуясь обновлению, пока из списка не осталось менее 20%. Этот эпизод весьма показателен. В общественном сознании за негативные явления в общественном развитии ответственность несли старцы - геронтократы, занимавшие руководящие посты, а не те, кто стоял за ними, дирижировал происходящим. На начальном этапе даже такие люди, как члены Политбюро Е. К. Лигачев и Н. И. Рыжков выступали совместно с группировкой Горбачева . Кампания по замене кадров осуществлялась на всех уровнях. Наглядной иллюстрацией методов ее проведения служит большая чистка в армии (операция "Руст" ). В качестве предлога было использовано приземление на Красной площади спортивного самолета немецкого летчика Матиаса Руста , незамеченного средствами ПВО. Об обстоятельствах этой операции говорится в статье В. Легостаева - помощника Е. К. Лигачева , занимавшего соседний кабинет с А. Н. Яковлевым в здании ЦК КПСС /2/:

"Обстоятельства появления Руста в Москве были и остаются загадочными. К примеру, уже тогда стало известно, что при подлете юного провокатора к столице на командный пункт Московского округа ПВО поступило указание о внеплановом отключении АСУ РЛС для проведения профилактических работ. Что, разумеется, снизило качество обрабатываемой службами ПВО оперативной информации. Как свидетельствовали поступавшие в те дни и недели в ЦК документы, таких подозрительных "мелочей" по маршруту неуловимой "Цессны-172" набиралось больше чем достаточно для серьезных размышлений и выводов.

Постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, в котором Яковлев уже играл важную роль, Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным, как он полагал, руководством Вооруженных Сил СССР. Его-то и доставил ему в урочный час на хвосте своего спортивного самолетика Матиас Руст .

В результате, как заявил на заседании Политбюро сам Горбачев , были отданы под суд 150 генералов и офицеров СА . По данным американских спецов, внимательно следивших за ситуацией, "под Руста" было смещено не только руководство Войск ПВО во главе с маршалом авиации , но и министр обороны маршал Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя, главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами. В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна горбачевской чистки достигла по меньшей мере уровня командования дивизиями, а, возможно, пошла и еще ниже".

Особое внимание обращалось на устранение наиболее квалифицированных и независимых военачальников. Типичный пример - легендарный маршал авиации Александр Иванович Колдунов - дважды герой Советского Союза; в Отечественную войну командир эскадрильи (96 воздушных боев, сбил лично 46 самолетов); с 1970 г. командующий ПВО Московского округа, а с1978 г. главнокомандующий ПВО страны. В результате проведенной операции руководство Советской Армии было фактически обезглавлено.

В своих воспоминаниях В. Легостаев пишет и о своих личных впечатлениях:

"Как-то пополудни в первых числах июня в моем кабинете, по обычаю неожиданно, возник Яковлев . К тому времени он уже успел стать членом Политбюро, близким генсеку. Широкое, грубо прочерченное лицо А. Н. светилось торжествующей улыбкой. Он пребывал в откровенно приподнятом, почти праздничном расположении духа. Прямо с порога, победно выставив перед собой ладони, выпалил: "Во! Все руки в крови! По локти!" Из последовавших затем возбужденных пояснений выяснилось, что мой гость возвращается с очередного заседания Политбюро, на котором проводились кадровые разборки в связи с делом Руста, Было принято решение о смещении со своих постов ряда высших советских военачальников. Итоги этого заседания и привели Яковлева в столь восторженное победоносное состояние. Его руки были "в крови" поверженных супостатов.

Подытоживая за кулисами публичного спектакля подлинные итоги "дела Руста", Горбачев в телефонном разговоре сказал одному из своих ближайших помощников Черняеву : "Теперь умолкнут кликуши насчет того, что военные в оппозиции к Горбачеву , что они вот-вот его скинут, что он на них все время только и оглядывается".

В цитированном отрывке выделяются личностные моменты. А по сути была проведена чистка всего высшего и частично среднего руководства армией, которая от этого удара уже не оправилась. Многое в этой операции и до сегодняшнего дня остается за кадром. Так, неясно участвовала ли группировка Горбачева - Яковлева в планировании и организации полета Руста или оно просто использовала его. В пользу первой версии говорят многочисленные "случайности", обеспечившие успешное завершение полета и пропагандистская эффективность посадки именно на Красной площади. В целом же команда Горбачева осуществив массовую замену ведущих кадров, нагнетала в стране обстановку неустойчивости.
Ссылки:

Лента моих постов про большевизм:

Лента постов людей пишущих на антибольшевицкую тему.

Видный военачальник, один из лучших специалистов в области противовоздушной обороны генерал-полковник Игорь Михайлович Мальцев отмечает 80-летие.

В свой день рождения юбиляр получил поздравления от Военного совета Воздушно-космических сил, от соратников, сослуживцев и с особой теплотой и гордостью вспоминает свою службу в Войсках ПВО, которым он посвятил почти 40 лет своей жизни, пройдя тернистый путь от курсанта военного училища до генерал-полковника, начальника штаба Войск ПВО. Родился 6 августа 1935 года в подмосковной Балашихе в семье рабочего. Судьба складывалась, как и у большинства сверстников военной поры. Испытания тех лет наложили свой отпечаток на характер будущего генерала. Он быстро повзрослел и возмужал. В начале 50-х серьезно увлекся авиацией и ракетостроением. Во время учебы в 9-м классе записался в местный аэроклуб и взял на себя обязательство после его окончания поступить в военное училище летчиков. Так стал курсантом Батайского военного авиационного училища летчиков-истребителей. Окончив его за два года, в 1954-м лейтенант Игорь Мальцев был направлен в 126-й истребительный авиационный полк Московского округа ПВО, где прошло его становление из начинающего летчика в опытного командира звена. Через 10 лет, в 1964 году окончил ВВА им. Гагарина и был назначен в легендарный 9-й гвардейский авиационный полк, дислоцированный в Андижане (Узбекистан). Здесь прошел служебный путь от командира эскадрильи до командира полка. Летная подготовка была очень интенсивной, 260 часов налета в год. Одним из первых 9-й гвардейский авиаполк получил самолеты нового поколения – Су-15. Технику освоили в рекордно короткие сроки, и уже через четыре месяца авиаполк провел успешные стрельбы на полигоне, за что получил переходящее Красное знамя ЦК КПСС и Совмина, а ряд офицеров, в том числе

Игорь Мальцев, – ордена Красной Звезды. В 1970-м И. М. Мальцев назначен командиром 17-й дивизии ПВО (Мары, Туркмения). Около тысячи километров воздушных границ были под надежной защитой этого соединения ПВО. После окончания в 1975 году Военной академии Генерального штаба Игорь Михайлович проходил военную службу в должности заместителя командующего 4-й отдельной армией ПВО на Урале, затем командовал 11-й отдельной армией ПВО на Дальнем Востоке. В 1984-м генерал-полковник Мальцев стал первым заместителем главнокомандующего Войсками ПВО и возглавил Главный штаб Войск ПВО. После увольнения в запас в 1991 году трудился на предприятиях авиационной радиопромышленности, был депутатом парламента, вел активную экспертную работу. Свои 80 лет Игорь Михайлович встречает бодрым, полным сил и энергии. Активно работает в ветеранской организации, занимается патриотическим воспитанием молодежи.

Похожие статьи