Сколько нас будет? Исследовательская работа "демографический портрет обучающихся школы" Что такое демографическая ситуация

Почти в каждой публикации на тему перенаселения, "демографического взрыва" и демографической политики вы можете прочесть, что начинается стабилизация численности населения, так что перенаселение не является больше проблемой. Представьте себе, что мы сидим в поезде, который должен перечечь глубокое ущелье по мосту, и вот мост начинает рушиться как только мы приближаемся к нему. Сначала он трещит, но звук не сильно беспокоит тех, кто сидит в поезде. Потом, когда начнется крушение, уже ничего сделать нельзя. Посмотрим, оправдан ли демографический оптимизм и как будет развиваться народонаселение в 21 веке.
Все демографы на ближающее будущее прогнозируют рост населения, пусть и замедляющийся. Помимо этого, значительная инерция будет увеличивать население уже после достижения "оптимального" уровня рождаемости. Ошибка и в том, что тенденция колебания численности населения никогда не может сводиться к стабильности. Всегда население либо растет, либо сокращается - такое можно наблюдать и в природных популяциях различных животных. Скорее всего, в перспективе нас ждало бы падение - при сохраняющихся тенденциях. Ошибка прогнозирования в данном случае не в том, что демографы чего-то не учитывают, дает сбой сам метод экстраполяции. Так, у того же Араб-Оглы говорится о численности населения СССР в 2000 году. Но через 10 лет десять лет от момента озвучивания прогноза государство СССР исчезло с карт. В масштабах планетарных демографических прогнозов это мелочь, но ведь аналогичная ситуация может сложиться и с миром в целом, прогнозы окажутся слишком предвзятыми. Планета не выдержит десятка миллиардов людей даже сотню лет. И здесь нет мистики, я не оживляю планету - просто нарушится экологическое равновесие, экологическая катастрофа войдет в завершающую фазу. В худшем случае может исчезнуть всё живое на земле (как следствие истончения озонового слоя и усиления космического излучения, например).
Перенаселение не ждет нас в будущем, оно уже давно наступило. Тропические влажные леса почти вырублены, отравлены реки и во многом моря. Обратим или нет процесс разрушения сейчас - никто не знает. Ста лет у нас нет. Да и ждут нас в течение ста лет не сокращения населения, а стабилизация роста. Не стоит забывать и о постояннои сокращении фонда пахотных и вообще плодородных земель. После эррозионного процесса остается пустая земля, на которой даже сорняки не растут. "Предел роста" уже достигнут несколько десятилетий назад. Мы перешли черту. И вот вместо ориентации на быстрое сокращение численности (один ребенок на семью), поощряют многодетность в развитых странах, в том числе в России. Единственный шанс спасти природу - сократить население за сто лет как минимум втрое, плюс глобальная деиндустриализация. Но никто не будет этого делать, а потому - катастрофа неизбежна. В дополнение к общему росту будет повышаться плотность населения в городе, вообще усиливаться урбанизация. Потребление на душу населения возрастет, количество отходов возрастет. Рост давления на землю обгонит снижение количества населения. У человечества нет времени на раздумья, да думать оно не собирается. Демографическая картина в связи с другими факторами позволяет уверенно прогнозировать истощение ресурсов и экологическую катастрофу к концу 21 века, а возможно и раньше.

«Демографический кризис» - Миграция: за и против. Выводы. Иммиграция в Россию желательна, но должна быть избирательной и адресной. Изменение соотношения работающих и пенсионеров. ...Существенно увеличит нагрузку на бюджет. Против. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон». Изменение доли 20-35 летних в возрастной структуре трудоспособного населения.

«Демографическое прогнозирование» - Цели, задачи, демографической политики - устранение возможности депопуляции. Макроуровень Мезоуровень Микроуровень. Прогноз общей численности населения. Экономические Административно-юридические Духовные (идеологические). Межгосударственный (стратегическ.) Региональный (оперативный) Семейный (тактический).

«Демографический вызов» - Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых странах. 2001 год. Сокращение ожидаемой продолжительности жизни женщин и женщин. Россия перед демографическими вызовами XXI века. Вызов высокой смертности. Компоненты прироста населения России, 1927-2003 годы, тысяч человек. Демографическая ситуация в России: проблемы, вызовы и перспективы.

«Демографическая политика» - Основными компонентами демографической политики являются. Демографическая политика -. Основные вопросы. 1. Основные направления государственной демографической политики.

«Демографическая ситуация» - Проанализировав данные анкет, я пришла к неутешительному выводу: большая часть выпускников – 78%, предпочитают уехать из Шумихи и Курганской области. Краткое содержание работы: В Курганской области у мужчин средняя продолжительность жизни составляет 57,08 лет, у женщин – 71,69 год. Поэтому крайне злободневна и современна тема нашего реферата «Демографическая ситуация в России и Курганской области».

«Демографическая проблема в мире» - Сравнение развитых и развивающихся стран по среднегодовому приросту населения (А) и плотности населения (Б). Схема демографического перехода. Индекс мирового производства зерна в 1950 - 2000гг. Демографическая проблема в мире. Рост численности населения мира.

Всего в теме 6 презентаций

ПЛАН ПРОЕКТА

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №1185»

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит подготовительную работу: осмысливает основной замысел будущего проекта, цель и задачи проектной работы, примерную тематику исследований, организационные вопросы. Оформляются опросные листы, бланки, информация о проектной работе. Происходит формирование проектной группы. Определяются дни проведения интервью с секретарём школы, опроса учащихся школы.

Стартовый этап

Учитель озвучивает идею проекта, представляет информацию о состоянии демографической ситуации в стране, регионе и данных переписи населения, организует обсуждение тем будущих исследований проекта. Учащиеся высказывают свои идеи, гипотезы, записывают вопросы. Учитель мотивирует учащихся на участие в проекте. Учащиеся получают домашнее задание: найти значения слов и зафиксировать их в словаре проекта. Знакомятся с примерами индивидуальных планов работы над проектом. Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.

Результат деятельности учащихся - словарик основных терминов, создание группового и индивидуальных маршрутов проекта.

Поисковый этап

Проблемное изложение материала учителем, беседа с учащимися на основе выполненного домашнего задания (основные понятия, вопросы), определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Учитель представляет информацию по географии населения России, Санкт-Петербургаи демографической ситуации в регионе. Учащиеся коллективно обсуждают план деятельности. Учитель ориентирует участников проекта на определение результатов работы каждого. Учащиеся создают план работы группы, участвуют в определении целей и задач. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, анкеты, методические инструкции по проведению исследований. Назначаются дни проведения интервью и опроса учащихся школы.

Учащиеся изучают различные источники информации, выполняют задания, проводят опрос, берут интервью, фотографируют, обрабатывают статистические данные, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов. Участники осуществляют систематизацию материала в соответствии с идеей работы. Учитель проводит индивидуальные консультации, знакомится с промежуточными отчетами.

Обобщающий этап

На этом этапе учащиеся работают над созданием презентации. Учитель представляет шаблоны буклета, презентации. Используются статистические и информационные материалы, справочники, словари. Учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы в различных формах. На этом этапе осуществляется доработка отчетов о проведенных исследованиях.

Завершение проекта

Проводится конференция, на которой участники проекта представляют результаты работы. Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо вынести на обсуждение в будущих работах. Учащиеся высказывают свое мнение об участии в проекте, своих впечатлениях и открытиях. Во время подведения итогов происходит формулировка общего вывода.

1. Что такое демографическая ситуация?

Демографическая ситуация – то комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий.

Действительно половозрастная структура населения является «запечатленной демографической историей», поскольку в ней отражаются «демографические волны» - подъемы и спады численности населения, которые прослеживаются через поколения. К примеру, в результате войн гибнут не только непосредственные их участники, но и понижается общая численность населения, поскольку умершие не могут дать в дальнейшем потомства. Также перекосы в сторону женского населения свидетельствуют о воинах, на которых умирали в основном мужчины.

3. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает: а) в центральных районах России; б) в районах Крайнего Севера.

4. Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?

Знания о возрастном составе населения позволяют лучше понять потребности населения, к примеру, если регионе проживает большое молодого населения, то у них возрастает потребность в детских садах, школах, есть потребность в работе, а значит в новых предприятиях; если же преобладает пожилое население, то больше возникает потребностей в социальных службах, поликлиниках. Также знание о возрастном составе населения позволяет делать экономические прогнозы, к примеру, можно заранее предотвратить проблемы стагнации экономики из-за эффекта старения нации.

5. Назовите особенности половозрастной структуры населения России.

В России существует ряд особенностей половозрастной структуры населения. В частности в общей половой структуре преобладают женщины, причем сдвиг в сторону женского населения происходит в возрасте после 32 лет. При увеличении возраста дисбаланс полов увеличивается. В возрастной структуре преобладает трудоспособный возврат. Также в России четко прослеживаются демографические волны – эхо Великой Отечественной войны (спады численности населения: 70-65 лет, 40-45 лет, 10-15 лет).

6. Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?

Возрастной состав населения регионов России весьма существенно различается. Средний возраст населения в пяти самых «молодых» регионах России (Р.Тыва, Р.Алтай, Чеченская Р., Р. Дагестан, Ямало-Ненецкий АО), по крайней мере, на 8,5 года ниже, чем в пяти самых «старых» (Ярославская обл., Тверская обл., Владимирская обл., Рязанская обл., Калужская обл.).

7. Найдите на половозрастной пирамиде точки, соответствующие вашему возрасту, возрасту ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников.

Численность населения в возрасте 14-15 лет составляет: 700 тыс. (М) и 680 тыс. (Ж); в возрасте от 45-48 лет: 850 тыс. (М), 1000 тыс. (Ж); в возрасте: 70-75 лет: 360 тыс. (М), 750 тыс. (Ж).

8. Можно ли утверждать, что продолжительность жизни в России во многом зависит от образа жизни? Как вы считаете, может ли увеличиться продолжительность жизни в России? Что для этого нужно сделать обществу и самому человеку?

Продолжительность жизни человека зависит от множества различных факторов, и определяется не только лишь его наследственными и биологическими особенностями. Продолжительность жизни человека зависит и от социальных условий жизни (быт, труд, питание, отдых, образ жизни). При этом социальные условия гораздо весомее, чем биологические. Так, продолжительность жизни зависит от усилий общества, направленных на укрепление здоровья и предотвращение смертности населения. Продолжительность жизни намного выше в экономически развитых странах. Продолжительность жизни в России может увеличиться, если будет развиваться социальные институты, в первую очередь доступная, качественная и бесплатная медицина. Так же и сам человек может повлиять на свою продолжительность жизни, необходимо лишь соблюдать правила здорового образа жизни (не употреблять наркотические средства, вести активный образ жизни, следить за питанием и режимом дня).

9. В послании Федеральному собранию в мае 2006 г. Президент России назвал одной из самых острых проблем современности демографическую проблему. В качестве задач, направленных на преодоление демографического кризиса, были названы: 1) снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Выскажите своё отношение к данной проблеме. Как вы считаете, какие эффективные меры нужно принять, чтобы решить демографическую проблему в нашей стране?

Для разрешения демографических проблем в России необходимо срочное принятие следующих мер: направленные на повешение рождаемости – социальная защита семьи – решение жилищного вопроса, строительство новых детских садов и школ, поддержка матерей и увеличение выплат детских пособий; направленные на уменьшение смертности: развитие бесплатной и доступной медицины, пропаганда и поддержка ЗОЖ; направленные на увеличение продолжительности жизни: уменьшение рабочей недели, увеличение уровня жизни, за счет искоренение бедности, поддержка пожилого населения, увеличение пенсий, уменьшение пенсионного возраста.

Похожие статьи