Кто принимает нормативные акты. Виды нормативных правовых актов. Нормативная правовая информация

Классификация НПА:

НПА подразделяются:

  • 1. по юридической силе на:
    • - законы;
    • - подзаконные акты.
  • 2. по содержанию на:
    • - нормы одного содержания;
    • - нормы одной отрасли права;
    • - нормы различных отраслей права.
  • 3. по объему и характеру действия на:
    • - акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);
    • - акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс, закон о приватизации в РФ, федеральный закон оакционерных обществах);
    • - акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).
  • 4. по субъектам их издающим на:
    • - акты законодательной власти (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ);
    • - акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства);
    • - акты судебной власти (решения, определения, приговоры)

Нормативно-правовые акты и их классификация

Деление нормативно-правовых актов по содержанию более или менее условно. Не во всех нормативных актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, уголовное, семейное законодательства). Наряду с отраслевым нормативными актами действуют акты комплексного характера, содержащие нормы разных отраслей права и обслуживающие определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, торговое, военное, морское законодательства).

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • - акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений) определенною вида на данной территории (например, Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан и т.д.);
  • - акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например, постановления акима области, Закон о средствах массовой информации);
  • - акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на чаконы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Юридическая сила устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо укапывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

  • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
  • 2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен.
  • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

Законы. Это главные и преимущественные нормативно-правовые акты государства. Они содержат правовые нормы, которые регламент наиболее важные стороны общественной и государственной жизни - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представитель-органом государства в особом законодательном порядке, обладающий юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные пения с точки зрения интересов и потребностей населения. Из данного определения вытекают основные признаки закона как основного источника права:

  • 1. законы принимаются высшими представительными органами
  • 2. законы, в отличие от нормативно-правовых актов, принимаются в обоюдном законодательном порядке. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; принятие законопроекта, его опубликование (обнародование);
  • 3. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть введены или отменены законодательной властью;
  • 4. законы представляют собой ядро всей правовой системы государства Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государем венного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция является основным конституционным законом и характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции. Она закрепляет основы общественно-экономического устройства государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основ организации и системы государственной власти и управления.

Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества; юридическую силу, порядок и процедуру принятий законов.

  • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции, в отличие от высшей юридической силы, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам конституции.
  • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризируется стабильностью.

Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя Стабильность Конституции (устойчивость, неизменность её предписаний в течение длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком её пересмотра и внесения поправок (глава 9 Конституции РК). Итак, Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Закон "О гражданстве РК").

Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни. Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные. Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодекс - это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) является результатом сложной правотворческой деятельности, в которой создается единый, логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и частичной. В первой - закрепляются основополагающие принципы и которые определяют характер и содержание непосредственно действительных норм особенной части кодекса. Например, положения Общей части Уголовного кодекса РК содержат задачи уголовного права, общие понятия и виды наказания, которые своим влиянием весь свод уголовных норы особенной части. Нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отрасли юридических норм, содержащихся в кодексах, на материальные и процессуальные кодексы. Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы, и т.д. Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

Виды законов

Конституционные

Обыкновенные

Основной Закон

Кодифицированные (конституция)

Материальные

Уголовный Процессуальный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный

Гражданский кодекс (упк) кодекс (ГК) Гражданско-процессуальный кодекс

Схема. Виды законно подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти, они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций. Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие в пространстве. Действие по предмету правового регулирования. Действие по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Нормативно-правовой акт действует во времени, в пространстве, по предметам действия и по кругу лиц.

  • Общие положения
  • II. Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
  • IV. Нормативы объемов медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
  • VI. Подушевые нормативы финансирования Программы
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Закон рф «о медицинском страховании граждан в рф»
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. - Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции»
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Раздел I изложить в новой редакции:
  • Раздел VII признать утратившим силу;
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • 660049, Г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 26. Кмиац оИиПд
  • Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

    Законодательство государства складывается в результате из­дания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы за­конодательства является нормативно-правовой акт.

    Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ, при­нятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

    Нормативный правовой акт является официальным докумен­том постоянного или временного характера, направленным на ус­тановление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.

    Нормативный правовой акт принимается (издается) в опреде­ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.

    Нормативный правовой акт может быть принят (издан) сов­местно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

    Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длитель­ного развития теории и практики нормотворчества.

    В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанав­ливает определенную правовую систему государства.

    В Российской Федерации нормативными правовыми ак­ тами являются:

      Конституция Российской Федерации - основной закон госу­дарства;

      законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, федеральные законы;

      нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

      нормативные указы Президента Российской Федерации;

      нормативные постановления Правительства Российской Феде­рации;

      нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

      нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

      нормативные постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации;

      нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;

      конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

      нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления.

    Конституция Российской Федерации, законы и иные норматив­ные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.

    К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными за­конами относятся:

      основы конституционного строя Российской Федерации;

      права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;

      правовое положение общественных объединений;

      федеративное устройство Российской Федерации;

      общие принципы организации местного самоуправления;

      установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государ­ственной власти;

      основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

      порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;

      федеральные транспорт, пути сообщения;

      оборона, оборонное производство, определение порядка прода­жи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

      порядок введения военного или чрезвычайного положения;

      безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

      порядок ратификации и денонсации международных догово­ров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;

      судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское про­цессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодатель­ство, правовое регулирование интеллектуальной собственно­сти.

    Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.

    Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Фе­дерации.

    Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, при­нимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или ос­новную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Основы законодательства Российской Федерации - это феде­ральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обес­печивающий единообразное правовое регулирование определен­ных общественных отношений.

    На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим от­ношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

    В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интег­рация в российское законодательство общепризнанных принци­пов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе норматив­но-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.

    Международный договор Российской Федерации - это меж­дународное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международ­ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой доку­ментах, а также независимо от его конкретного наименования.

    Порядок заключения, выполнения и прекращения международ­ных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

    Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (ст. 15 Конститу­ции РФ).

    Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий при­нимает постановления, заключения и определения, а также реше­ния по организационным вопросам.

    Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нор­мативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации".

    Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (ус­тавы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противо­речить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах сво­их полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответ­ствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.

    Органы местного самоуправления в пределах своих полно­мочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нор­мативные правовые акты органов местного самоуправления при­нимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных норма­тивных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.

    Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, зако­ны и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодатель­ство субъектов Российской Федерации.

    Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

    Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль право­вых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.

    К подзаконным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.

    Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ яв­ляются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения админист­ративно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.

    Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (из­дания), вступления в силу и официального опубликования зако­нов, составляющих законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, определяется соответственно Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", указа­ми Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

    Все нормативно-правовые акты имеют определенные времен­ные, территориальные ограничения (пределы) своего существова­ния и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Пределом действия нормативного акта во времени считается период с момента вступления его в законную силу до момента прекращения его действия.

    В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

      в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

      в результате указания на иные обстоятельства, с которыми свя­зывается вступление в законную силу документа (например, "с момента подписания", "со дня опубликования" и т. д.);

      в результате применения общих правил, указанных в законода­тельстве.

    По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают всилу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликова­ния.

    Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по ис­течении семи дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития) вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, под­лежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Федеральной регистрационной службе).

    Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъ­ектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определя­ется ими самостоятельно.

    Нормативный правовой акт (его части) прекращает действовать в результате:

      истечения срока действия нормативного правового акта (его части);

      признания нормативного правового акта (его части) утратив­шим силу (прямое указание на отмену, которое может содер­жаться в акте более высокой юридической силы или в актах того же уровня);

      принятия (издания) нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, заменяющего ранее принятый (изданный) нормативный правовой акт (его часть). В связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта признаются утратившими силу все нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям нового нор­мативного правового акта;

      вступления в силу в установленном порядке международного договора Российской Федерации, положениям которого проти­воречат положения ранее принятого (изданного) нормативного правового акта (его части);

    признания нормативного правового акта (его части) не соот­ветствующим (не соответствующей) Конституции РФ в уста­новленном законом порядке. Действие нормативных правовых актов, составляющих зако­нодательство Российской Федерации, распространяется на граж­дан РФ, а также на находящихся, на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено фе­деральными законами и международными договорами Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты, составляющие федеральное за­конодательство, действуют на всей территории Российской Феде­рации, если в указанных актах (актах о введении их в действие) не предусмотрено иное. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство субъектов РФ, распространяется на территорию соответствующего субъекта. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.

    Важнейшим из подзаконных нормативно-правовых актов яв­ляется Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи", указанная Программа определяет виды медицин­ской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

    "

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. не единственный нормативный правовой акт в стране.

    Помимо него издаются указы, постановления, внутригосударственные договоры и другие документы, которые прямо влияют на жизнь людей и бизнес.

    После прочтения статьи вы узнаете, что такое нормативный правовой акт (это как раз расшифровка аббревиатуры НПА), и начнёте немножко разбираться в правовой иерархии.

    4 признака что это НПА (нормативно-правовой акт)

    Как и в случае с другими юридическими терминами, определение нормативного правового акта содержит кучу «умных» слов , в которых легко запутаться.

    Разберём признаки НПА по полочкам, чтобы научиться отличать его от других источников права.

    НПА - это обязательно письменный документ

    Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.

    В нём обязательно присутствует следующая информация:

    1. дата принятия, номер;
    2. название;
    3. кто издал;
    4. какие отношения в обществе регулирует.

    Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами. В этом ключевое отличие документа от правового обычая . Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

    Официальный характер

    На издание НПА требуется воля или хотя бы одобрение государства . К нормативным не относятся такие документы, как письма между организациями, наработки (проекты) ведомств.

    НПА содержит правовые нормы

    Главный признак. Правовые нормы – это эталоны поведения, рассчитанные на неоднократное применение и неопределённые группы лиц.

    Так, например, федеральные законы РФ касаются всех граждан и действуют до момента отмены.

    А вот приговор суда по уголовному делу или устав партии – это не НПА, а правоприменительные документы. Первый относится только к подсудимому, второй – только к членам политической организации. То есть в них определены точные субъекты.

    Также «пролетает» решение о проведении профилактической вакцинации. Людям в регионе сделают прививки, и документ утратит актуальность. На лицо однократность применения.

    А вот примеры нормативных правовых актов – это законы, указы, постановления. Эти документы распространяются на всех и всегда.

    Издание НПА не выходит за рамки властных полномочий

    Каждый субъект, которого государство наделило властью, решает строго определённую группу вопросов. Иначе бы в стране возник хаос.

    В законодательстве чётко прописано, какие виды нормативных правовых актов могут принимать те или иные органы.

    Президент не вправе издать закон, а парламент – инструкцию для ведомств.

    Определение НПА

    Обобщив все признаки, можно дать чёткое и понятное определение.

    Нормативный правовой акт – это официальный документ в письменной форме, содержащий правовые нормы и изданный субъектом без выхода за границы предоставленной власти.

    Виды нормативно-правовых актов РФ

    Законы и подзаконные акты – это деление нормативных правовых актов РФ по иерархии.

    Законы имеют высшую силу, а остальные документы должны им соответствовать. Правовой фундамент государства – . Чуть ниже её стоят конституционные и федеральные законы, в том числе кодексы. Их издаёт .

    Подзаконные акты – это продукты правотворчества Президента и исполнительных органов власти. Это огромный массив документации, в который входят указы, постановления, инструкции, решения.

    Следующая распространённая классификация НПА – территориальная.

    Здесь выделяют следующие виды актов:

    1. международные (конвенции, ратифицированные государством договоры);
    2. федеральные;
    3. субъектов РФ.

    К отдельной группе относятся внутригосударственные договоры. Они заключаются между РФ и субъектом РФ или между разными субъектами РФ. Пример – разграничение полномочий в экономической сфере.

    В зависимости от субъекта правотворчества выделяют нормативно-правовые акты, принятые:

    1. народом – (например, конституция);
    2. госорганом;
    3. другой властной структурой, например, муниципальной.

    По сроку действия бывают постоянные и временные НПА.

    Также есть деление актов (например, на конституционные, уголовные, административные).

    Официальное опубликование нормативных правовых актов

    Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации . Хотя незнание закона не освобождает от , официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

    Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

    В России есть несколько источников, где публикуются акты . Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru . На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

    По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, ). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.

    Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.

    Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    Вам может быть интересно

    Знакомство с конституционным правом: понятие, предмет регулирования и источники Что такое право - определение, признаки, принципы и отрасли права, правовые нормы и его источники Коллизия: толкование и применение Исполнительная власть в государстве: функции и система органов Что такое имплементация: значение, виды и сферы применения Что такое закон Что такое декларация, зачем она нужна и где применяется Административное право - это самая «властная» отрасль Чем занимается прокуратура в государстве: направления деятельности и властные полномочия Что такое приоритеты, как их правильно расставить и где еще используется это слово МЧС: расшифровка, назначение и функции

    Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

    Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

    Начало и срок действия нормативных актов

    Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

    В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

      нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

      время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

      нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

    В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

      на временные акты;

      акты неопределенно длительного действия.

    Виды нормативных актов

    Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

    • подзаконные акты;

      международные законы.

    Закон

    Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

    Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

    Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

    Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

    Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

    Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

      общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

      акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

      муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

    Международные законы

    Особый вид нормативных актов – международные законы.

    Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

    В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

    Иерархическая система нормативно-правовых актов

    В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

    1) Конституция (Основной закон);

    2) федеральные законы;

    3) указы Президента;

    4) постановления Правительства;

    5) нормативные акты министерств и ведомств.

    Особую группу образуют:

    а) международные договоры России;

    б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

    Уровни нормативных актов

    Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

    Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

    Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

    Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

    Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.


    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

    • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?

      И иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст...

    • Формирование учетной политики по стандарту

      Особенностями деятельности; СГС «Учетная политика»; нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... и формирования отчетности учреждения. Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и...

    • Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура

      Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия... , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя... , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым... по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой...

    • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года

      Принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Письмо от 20 августа 2019 ... данного понятия следует руководствоваться иными нормативными правовыми актами. Для целей налогообложения применяются последние... , принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного...

    • Концептуальные основы бухучета в госсекторе

      Это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, ...

    • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …?
    • Дайджест правовой информации для специалистов в области трудового права за октябрь 2019 года

      Соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Комментарий... , а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года... , а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года... должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, В трудовой книжке, анкете и...

    • Работодатель не оформил трудовые отношения по просьбе работника: каковы последствия?

      Предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... , предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным...

    • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия

      Входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или... предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления... потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива... тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим...

    • Зарплата руководящего состава по новому

      Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов... , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ; территориальных ФОМС, государственных... РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного... субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов...

    • Когда учреждениям проводить независимую оценку квалификации работников?

      Устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. Так, Трудовой кодекс отдельно...

    • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля

      Бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа...

    • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

      ... : при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми... результатах. Досрочное применение правил ФСБУ Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать... досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 ... организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер...

    • Практика применения базовых нормативов затрат на услуги и корректирующих коэффициентов

      Возможность даже закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах . Регионы и муниципалитеты самостоятельно... наличие в региональных или муниципальных нормативно-правовых актах требования об опубликовании базовых нормативов...

    • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА

      С бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур... установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Достижение... контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих...

    Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

    Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

    Признаки нормативно-правовых актов:

    1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

    2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

    3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

    4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

    5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

    Виды нормативно-правовых актов:

    По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

    Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

    В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

    Нормативные акты государственных органов

    Нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

    Нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

    Нормативные акты принятые на референдуме

    В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

    В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

    Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

    1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

    2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

    3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

    4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

    5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.

    Похожие статьи

    • Семь вселенских соборов кратко

      Многие века, со времён зарождения христианской веры, люди старались принимать откровение Господне во всей его чистоте, а лжепоследователи искажали его человеческими домыслами. Для их обличения, обсуждения канонических и догматических...

    • Старинный рецепт хлеба от наших бабушек

      Наши бабушки и дедушки, приступая к трапезе, всегда приговаривали такие слова: «Захочешь есть, о хлебе заговоришь». И действительно, хлеб, соль и вода - первые продукты, без которых человеку не обойтись. Археологи утверждают, что еще семь...

    • Осетинский пирог с картошкой и с сыром: рецепт приготовления

      Осетинские пироги – совсем простое по набору продуктов, но невероятно вкусное и сытное блюдо. В нем все прекрасно: нежное тесто, острая ароматная начинка, оригинальная форма подачи. В этом простом рецепте с пошагово сделанными фото я...

    • Жидкие прозрачные выделения при беременности

      В норме влагалищные выделения у женщин есть всегда. Ведь цервикальный канал постоянно продуцирует слизистый секрет, который выполняет защитные функции, предотвращая в матку проникновение инфекционных и прочих возбудителей. Под влиянием...

    • Egrul nalog ru – база данных о государственной регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств

      Выписки из ЕГРЮЛ на бумажных носителях для некоторых субъектов больше не действительны. Но эта справка по-прежнему необходима при многих операциях. Как заказать в налоговой выписку из ЕГРЮЛ в 2019 году?Дорогие читатели! Статья рассказывает...

    • Варенье из персиков в янтарном сиропе — простой рецепт на зиму

      Несложный рецепт варенья из персиков поможет всем ценителям фруктовых десертов приготовить вкусное, нежное и ароматное лакомство! Нежнейший фрукт – персик является любимым кушаньем многих людей, как в свежем, так и в консервированном...