Понятие, сущность, цели, задачи и способы управления государственным кредитом. Лекции - Бюджетная система РФ - файл Проект_электр_пособия.doc Государственный долг обслуживает

Обслуживание долга - процесс выплаты основной задолженности (обязательства), а также процентов кредитодателю со стороны заемщика (должника) с четким следованием условиям договора по выданному займу.

Обслуживание долга (в истории) - периодические (месячные) платежи ростовщику-кредитору.

Обслуживание долга: историческая сущность

Получатель займа (должник) с учетом взятых на себя обязательств (или обязательств граждан государства) каждый месяц должен совершать процентные платежи и погашение основной части задолженности (предоставленной кредитором ссуды). Распределение ссуды по особой схеме. Определенный срок арендатор выплачивает банковскому учреждению только «интерес». Все средства идут на покрытие 2/3 тех средств, которые банк должен получить в форме премии. Только после этого начинаются отчисления на счет основной части займа в конце срока платежей и в счет покрытия основного долга.

Последовательность платежей по процентам и «тела» долга может показаться неважной (несущественной). Но с позиции ростовщика (банка) это ключевой момент (особенно с учетом регламентации сделок с частным покрытием). Центральный банк позволяет выпускать не больше 90% более имеющихся в банковского учреждения резервов - депозитов физлиц, залогового имущества и так далее. Грубо говоря, кредитор может предоставить сто рублей в кредит из десяти рублей, которые у него есть в резерве на момент оформления данного займа. Средства предоставляются по частям, траншами и часто в безналичной форме.

Банку важно, чтобы мощность его мультипликатора постоянно росла, поэтому сначала должны погашаться проценты, а уже после - главный , который и обеспечен залогом. После совершения процентных выплат (обеспечения мультиплицирования) погашение основной суммы займа происходит как продажа обеспечения (залога) в рассрочку.

По сути, банку интересен только процент, преобладающий на общей суммой займа и позволяющий получить дополнительный доход. В свою очередь, продажа задолженности в рассрочку дополнительной прибыли не приносит. Как только получен «интерес», банковское учреждение «переводит» клиента из финансовой части экономки в реальную.

Процесс обслуживания долга лучше всего просматривается на уровне государства. Здесь данный процесс является одним из главных направлений политики. Страна берет на себя ряд обязательств по выполнению сразу нескольких функций - гаранта, кредитодателя и заемщика. При этом процесс управления государственным займом и его обслуживание - комплекс мероприятий, реализуемых со стороны государства, и направленных на своевременное погашение задолженности, совершение эмиссии и размещения облигаций, контроль вторичного рынка долговых бумаг, регулирование государственного займа и так далее.

Процесс регулирования и контроля всех процессов возлагается на ЦБ и Минфин РФ, которые и определяют объемы займов, их характер, бюджетный дефицит и так далее. В задачу структур входит разработка институционального обеспечения и кредитной политики.


Процесс управления долгом и его обслуживания направлен на реализацию определенных целей социального, экономического и политического характера. Все они определятся прогрессом в обществе и текущим состоянием в сфере экономики государства.

Обслуживание долга: задачи, особенности управления, эффективные инструменты

В процессе обслуживания долга государство ставит задачи, призванные решить вопрос своевременного погашения займа, а именно :

Снижение стоимости основной задолженности;

Эффективное применение средств, которые были привлечены в виде займа, а также создание мощной системы контроля и учета совершенных и будущих выплат;

Усиление инвестиционной составляющей кредитов, то есть направление средств на развитие той или иной сферы;

Регулирование общего объема долговых обязательств страны, их удержание на определенном уровне, а также поддержание курса;

Привлечение дополнительного капитала (при необходимости) на наиболее выгодных для предприятия-эмитента условиях;

Установление приоритетов в кредитной политике страны, а также гарантия своевременного обслуживания долга и его покрытия.

В системе управления госдолгом основные действия направляются на его своевременное обслуживание, ведь расходуются с бюджетных денег. То есть задача государства - своевременно пополнять казну для того, чтобы обслуживать задолженность. В противном случае возможно начисление штрафных процентов или даже . В ситуации, когда речь идет об инвестиционных займах, обязательства могут погашаться за счет прибыли от реализованного проекта.


Обслуживание долга страной предполагает:

Проведение операций, направленных на размещение обязательств по долгу;

Выплату прибыли по своим обязательствам;

Покрытие (погашение) имеющейся задолженности. Платежи могут совершаться частично (с учетом плана, графика) или путем совершения отчислений в погашения.

Погашение задолженности - своевременный возврат долга (вместе с процентами) в полном объеме. Если за период действия займа были начислены штрафы, то и они должны быть выплачены.

Задача обслуживания долга (на государственном уровне) возлагается на ЦБ РФ, а также его отделения. При этом берет на себя задачи главного агента. Что касается услуг агентов в отношении обслуживания долга, то они оплачиваются за счет федеральных денег.

С позиции инвестора лучший вариант - четкое соблюдение условий кредитного соглашения, получение прибыли и своевременное покрытие займа. При этом проценты и «тело» кредита выплачиваются в срок и в полном объеме. Но на фоне роста государственного долга подобные явления становятся все более редкими. Как следствие, государство вынуждено использовать различные инструменты при обслуживании долга .

Государственный долг: понятие, виды

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг - это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам.

Причины возникновения государственного долга:

Хронический дефицит государственного бюджета;

Превышение темпов роста государственных расходов над темпами роста государственных доходов;

Дискреционная фискальная политика направлена ​​на уменьшение налоговой нагрузки без соответствующего сокращения государственных расходов;

Расширение экономической функции государства;

Привлечение средств нерезидентов с целью поддержки стабильности национальной валюты;

Влияние политических бизнес-циклов (чрезмерное увеличения государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

Милитаризация, ведение войн и другие.

Текущий долг - это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент займам.

Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

В зависимости от сферы размещения займов государственный долг может быть внутренним или внешним.

Внутренний долг - совокупность обязательств государства перед резидентами;

Внешний долг - совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Общий объем внутренней задолженности государства может быть разделен на две части:

1. Монетизированый долг – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.



2. Немонетизованый долг – это невыполненные государством финансовые обязательства предусмотренные действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, заработной плате и других видах социальных выплат); задолженность по государственным заказам, предоставлению услуг государственными учреждениями и другие.

Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.

Обслуживание государственного долга - это комплекс мероприятий государства по размещению облигаций и других ценных бумаг, погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов, определение условий и сроков выпуска новых государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему.

Для финансирования расходов по размещение, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительства Украины в составе Государственного бюджета создается фонд обслуживания государственного долга. В этот фонд зачисляются средства в размере 50% полученных от приватизации имущества государственных предприятий.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров обязан принять меры для уменьшения суммы государственного долга до 60% и ниже.

Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения для субъектов РФ (муниципалитетов):

1) предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;

2) предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Представительный орган власти должен принимать также решения о целесообразности целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных и других мероприятий. При этом обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.

Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств.

В условиях значительного государственного долга государство прибегает к рефинансированию государственного долга , т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.

Рефинансирование может использоваться и при обслуживании внешнего долга при условии, что репутация страны на международном финансовом рынке, а также экономическая и политическая стабильность не будут вызывать сомнения.

При обслуживании внешнего и внутреннего долга определяется коэффициент обслуживания.

Для внешнего долга он исчисляется как отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах.

Благоприятным уровнем обслуживания принято считать значение коэффициента обслуживания на уровне 25%.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины.

Источники погашения внешнего долга :

Золотовалютные резервы;

Средства, полученные от приватизации государственного имущества;

Новые займы.

Этапы процесса управления государственным долгом:

Привлечения средств;

Размещение заемных средств;

Возврат долга и выплата процентов.

Методы управления государственным долгом :

Конверсия - изменение доходности займа (как правило в сторону снижения процента).

Консолидация - увеличение сроков выпущенной ранее займы.

Унификация займов - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа - проводится тогда, когда выпуск новых займов используется только на обслуживание выпущенных ранее займов. Чтобы преодолеть такую ​​финансовую ситуацию, Правительство объявляет об отсрочке погашения займа. Этот метод отличается от консолидации тем, что переносятся не только сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (при консолидации займов владельцы облигаций продолжу ют получать свой доход).

Аннулирование долгов - государство полностью отказывается от обязательств по долгам, что может быть обусловлено ее финансовой неспособностью (банкротством или политическими мотивами).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ в пределах своих полномочий.

Целями управления государственным долгом являются:

  • o сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • o сохранение стоимости обслуживания государственного долга;
  • o обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере из реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 гг., размешавшихся среди населения по подписке.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Непременным условием предоставления новых займов является репутация страны - должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода был предусмотрен по государственному внутреннему пятипроцентному займу 1990 г., размешенному по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство должно заботиться об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах.

Эффективность кредита (Э) определяется по формуле

Э = ((П-Р)/Р) х 100,

где П - поступления по системе государственного кредита; Р - расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаше всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпушенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпушенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним пли по всему государственному долгу).

Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Заметим, что в настоящее время Правительство РФ признало часть внешней дореволюционной задолженности.

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация - погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятия других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга).

В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:

  • o обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации");
  • o обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");
  • o досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп");
  • o списание части долговых обязательств.

В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с указанием цели, источников и объемов заимствований, а также сроков возврата. В результате процедуры управления долг уменьшается, а в ряде случаев и увеличивается. Если долг или его часть списываются, то при условии взятия новых займов.

Разрабатывается также программа государственных внутренних заимствований РФ на покрытие дефицита.

Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.

В рамках управления государственным долгом раздельно ведутся две книги по учету государственного долга:

  • o Государственная долговая книга РФ в отношении государственного внутреннего долга;
  • o Государственная долговая книга РФ в отношении государственного внешнего долга.

Методология учета долговых обязательств в значительной степени различается в различных подразделениях Минфина России, осуществляющих учет не только по категориям долга, но и по видам долговых обязательств, что затрудняет определение точного размера долга и перспективное планирование бюджета в части обслуживания и погашения государственного долга и привлечения заимствований.

Выплаты процентов подолгу, и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Чрезмерное увлечение Правительства РФ в начале рыночных реформ кредитами негативно сказывалось на бюджете, а, следовательно, на финансировании отраслей экономики и социальной сферы.

При недостатке налоговых и неналоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что в конечном итоге ведет к увеличению государственного долга.

Политика РФ в области государственного долга. В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 гг. Российская Федерация осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств. В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед МВФ. В июне 2006 г. РФ полностью погасила задолженность перед Парижским клубом кредиторов.

В настоящее время уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне менее 9% ВВП (объем внешнего долга к концу 2010 г. составил 2,8% ВВП), что обеспечивает устойчивость бюджетной системы и способствует укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.

Государственная долговая политика России на 2008-2010 гг. не предусматривала привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке.

Принципы государственной долговой политики РФ:

  • o замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
  • o развитие рынка государственных ценных бумаг;
  • o использование государственных гарантий, для ускорения экономического роста;
  • o использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

В области внутренних заимствований долговая политика в 2010-2013 гг. будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В этот период планируется положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок. Заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне- и долгосрочный характер.

Ограничение заимствований на внутреннем рынке при почти полном отказе от внешних заимствований в сочетании с досрочным погашением значительной части внешнего долга из средств Стабилизационного фонда привело к тому, что размеры государственного долга упали до уровня около 7% ВВП, что значительно ниже, чем у большинства развитых стран и переходных экономик. Значительно снизилась нагрузка на бюджет по обслуживанию долга.

Рассмотрение состояния государственного долга РФ позволяет выделить следующие основные моменты:

  • o большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
  • o отсутствует система долгового управления, т.е. долгами в России занимаются Минфин России, Внешэкономбанк, частично Банк России. Не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
  • o погашение и обслуживание государственного дол га в настоящее время уделяется приоритетной задачей;
  • o правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы, о чем свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания Резервного фонда и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
  • o выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы и привели к увеличению долгового бремени.

Снижение долгового бремени и выход страны из "долговой ловушки" возможен лишь при значительном устойчивом росте национального производства и реализации социально-экономической политики, обеспечивающей необходимые условия для подъема деловой и инвестиционной активности. Средние темпы роста ВВП не должны опускаться ниже 4% в год. Профицит бюджета должен направляться на плановое и досрочное погашение долга.

Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто в конце июня 2010 г. пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 г., а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 г. Такие обязательства взяла на себя и Россия.

В 2010 г. источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являлись средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 300 млрд руб. в 2010 г. до свыше 500 млрд руб. в 2013 г.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие ежегодно будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 г. государственный долг достигнет 33% ВВП против нынешних 10%. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание иногда уходило почти четверть расходов бюджета.

Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами является целью деятельности Минфина России. Эта проблема остается актуальной, несмотря на то, что в предшествующий период объемы государственного долга России планомерно снижались. Ее достижение предполагает решение ряда ключевых задач, а именно:

  • o обеспечения приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга России;
  • o сокращения стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом;
  • o повышения эффективности управления зарубежными финансовыми активами РФ.

Минфин России осуществляет управление государственным долгом, включая ведение государственных долговых книг, разработку программ государственных внутренних и внешних заимствований, программ государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте, а также осуществляет ряд иных процедур (бюджетных, финансовых, учетных, организационных и т.д.), направленных неэффективное регулирование государственного долга России и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Важным направлением совершенствования системы управления государственным долгом РФ является переход к современным методам активного управления долговыми обязательствами для минимизации стоимости обслуживания и сопряженных с ним рисков, для проведения эффективной государственной долговой политики и совершенствование долговых инструментов РФ1.

Если власти будут проводить грамотную экономическую политику, какую они осуществляли в начале второго тысячелетия, то проблема внешнего долга нашей страны в ближайшие годы может быть полностью решена.

Причины возникновения бюджетного дефицита могут быть самыми разными. Это войны, экономические спады, снижение налогов, а иногда и отсутствие политической воли и решимости касательно сокращения расходов и экономии бюджета. Отрицательно влияют на бюджет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. Сам по себе бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением, более того, его наличие может стимулировать экономическое развитие, но во многом это зависит от способа его финансирования. Он может покрываться несколькими способами: за счет эмиссии денег, займов в центральном банке, займов в частном секторе и внешних заимствований.

Эмиссия денег считается самым простым способом покрыть бюджетный дефицит. Но избыточная эмиссия может вызвать неконтролируемую инфляцию, обесценить сбережения и национальную валюту.

Государство также может ужесточить налоговую политику, однако это непопулярная мера, которой стараются избегать.

Государственные займы, по сравнению с двумя вышеупомянутыми способами, более предпочтительный источник финансирования дефицита бюджета. Это не так губительно для экономики как эмиссия, ведь такие, к примеру, внутренние займы состоят из временно свободных денежных средств населения и организаций, соответственно, совокупный спрос и количество денег в экономике не увеличивается. Но негативное влияние на экономику все равно существует. Государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств; повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики.

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам: по субъектам заемных отношений (займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти); по обращению на рынке (рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев); по валюте заимствований (внутренние и внешние); в зависимости от срока привлечения средств (краткосрочные – до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше); по методу определения дохода (с твердым или плавающим доходом); по обеспеченности (закладные и беззакладные); по характеру выплачиваемого дохода (выигрышные, процентные, беспроигрышные) и другим признакам1.

Внутренний и внешний займы.

В самых общих чертах внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам, внутренний долг – это долг государства своему населению. В соответствии с Бюджетный Кодексом РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса2.

Последствия государственного долга для экономики.

Исследователи экономической теории выделяют две точки зрения на последствия государственного долга для экономики. Первая заключается в том, что государственный долг оказывает исключительно отрицательный эффект на экономику страны. Он связывается, во-первых, с так называемым бременем долга – население вынуждено платить государству налоги, необходимые для обслуживания долга. Во-вторых, занимая деньги, государство вытесняет частных заемщиков с кредитного рынка. Сторонники противоположной идеи считают, что ни бремени долга, ни вытеснения частных заемщиков не происходит.

Первое направление развивалось в творчестве экономистов-классиков. Классическая модель экономики предполагает, что основным двигателем является не спрос, а предложение, и экономика самонастраивается. Следовательно, в государственной функции стабилизации нет надобности, значит, нет необходимости и в займах. Отрицательное отношение к государственному долгу разделял Адам Смит . Ставя индивидуальные предпринимательские интересы выше интересов государства, он подчеркивал, что государство, в отличие от частного заемщика, более расточительно, менее качественно управляет капиталом. Когда государство берет в долг, теряется изымаемый им из экономики ресурс, как в случае внутреннего, так и в случае внешнего долга. Поэтому Адам Смит выдвигает требование сбалансированного бюджета, то есть, бюджета без дефицита.

Одно из наиболее тщательных исследований в рамках данной концепции сделал Пьер Поль Леруа-Болье. Он строил следующую модель внутреннего долга: следствием займов является обложение граждан налогом, который потом распределяется между рантье в виде процентов. С первого взгляда, благосостояние нации не меняется – одни граждане, именуемые рантье, получают проценты от других граждан, именуемых налогоплательщиками.

Допустим, что заем отменяется. Налогоплательщики не уплатят налог, а рантье инвестируют свой капитал по-другому и будут получать примерно такие же проценты. Тогда каждая сторона остается с суммой, которая в случае займа принадлежала бы только одной стороне. Следовательно, отсутствие займов делает нацию богаче. Однако, по Леруа-Болье, есть случай, когда заем может приносить пользу. Это происходит тогда, когда он используется для хорошо спланированных и экономично выполненных общественных работ. Тогда капитал не разрушается, а трансформируется в общественное благо: постройку моста, транспортной сети и так далее.

Второй взгляд на государственный долг часто связывают с так называемой эквивалентностью Рикардо. Давид Рикардо не считал государственный долг положительным явлением, но он считает, что долг не ложится налоговым бременем на будущие поколения. Рикардо допускал, что будущие налоги, связанные с текущими займами, капитализируются рациональными гражданами в тот момент, когда долг возникает. То есть, в результате займа налоги не увеличиваются, они распределяются во времени.

Далее, свои возражения в адрес классическому воззрению на государственный долг выдвигала кейнсианская школа. Последователи Кейнса расходились с классиками в трех пунктах.

Во-первых, они не считали, что возникновение долга означает возникновение бремени долга для будущих поколений (по-крайней мере, в случае внутреннего долга). Они связывали это с тем, что, даже учитывая то, что потомкам предстоит выплачивать долг, – они же будут получать и выгоду от этого долга, так как государство будет должно выплатить им проценты и сумму погашения.

Во-вторых, государственный долг не аналогичен частному долгу. Когда занимает частный заемщик, он вынужден проявлять большую осторожность в распоряжении своими финансами, чтобы не довести себя до банкротства.

Вероятность же банкротства государства близка к нулю, каким бы крупным ни был его внутренний долг, так как кредиторы живут в одной стране с налогоплательщиками.

В-третьих, есть большое различие между внутренним и внешним долгом. В случае внешнего долга воззрения кейнсианцев близки к идеям классиков. Но внутренний долг не так страшен по причине двух вышеуказанных возражений. Исходя из этого, последователи Кейнса предлагают заменить правило сбалансированного бюджета правилом, по которому расходы бюджета равны сумме налогов и внутреннего долга.

Современная экономическая теория придерживается той точки зрения, что последствия долга нужно оценивать с учетом временного горизонта.

В краткосрочном плане экономика – кейнсианская. Дефицит провоцирует рост совокупного спроса, что влечет за собой рост национального дохода.

В долгосрочном плане экономика – классическая. Дефицит тормозит рост национального дохода и препятствует частным инвестициям.

Управление государственным долгом и его обслуживание.

Система управления государственным долгом – это совокупность бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других мероприятий, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны, в частности, выплаты доходов кредиторам и погашение займов, изменение условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Существуют следующие меры в области управления государственным долгом: конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов, рефинансирование и реструктуризация долга.

Конверсия – это снижение или увеличение размера выплачиваемых процентов по займам.

Консолидация – изменение условий займов, связанное с их сроками. Как правило, государство заинтересовано в увеличении срока займа. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация ценных бумаг.

Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Эта мера предпринимается для уменьшения количества видов обращающихся ценных бумаг для уменьшения расходов на их обслуживание. В некоторых случаях проводится обмен облигаций по регрессивному соотношению.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – это ситуация, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование может произойти в случае банкротства государства, или отказа новой политической власти признавать долги предыдущих властей.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Поэтому особую важность имеет сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Их условия оговариваются в специальных соглашениях. Но возможны межправительственные займы только в случае хорошей репутации страны на финансовом рынке.

Реструктуризация – погашение долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). Реструктуризация долга проводится с согласия кредиторов.

К целям управления государственным долгом относят: сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне; сохранение стоимости обслуживания государственного долга; обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В следующей таблице приведены цели управления государственным долгам в разных странах.

Таблица: Цели управления государственным долгам в разных странах
Австралия «Основная цель... – привлекать заемные средства, управлять долгом и обслуживать его с наименьшими долгосрочными затратами и приемлемой уязвимостью от риска».
Дания «Общая цель правительственной долговой политики – снижать, насколько это возможно, стоимость займов в долгосрочном плане. Эта цель обставляется другими соображениями: – держать риск на приемлемом уровне; – создать в Дании и поддерживать хорошо функционирующий, эффективный финансовый рынок; – облегчить правительству выход на финансовый рынок в долгосрочном плане».
Ирландия «Цель управления долгом... – рефинансировать погашаемый долг и финансировать годовую потребность правительства в заемных средствах так, чтобы обеспечить кракто- и долгосрочную ликвидность, сдерживать рост и волатильность фискальных затрат на обслуживание долга, ограничить уязвимость правительства от риска и превзойти эталонный (теневой) портфель».
Новая Зеландия «Максимизировать долгосрочный экономический доход на финансовые активы и долг правительства в контексте фискальной стратегии и нежелания правительства рисковать».
Португалия «Привлекать заемные средства и совершать другие финансовые трансакции от имени Республики Португалия так, чтобы: – удовлетворять потребность республики в заемных средствах на стабильной основе; – минимизировать расходы правительства на обслуживание долга в длительной перспективе с учетом разработанных правительством риск-стратегий».
Швеция «Цель управления долгом центрального правительства – минимизировать в долгосрочной перспективе стоимость займов с надлежащим учетом рисков, связанных с управлением долгом. Однако управление всегда должно соответствовать требованиям, налагаемым денежной политикой, и наставлениям кабинета министров».
Великобритания «Поддерживать годовой объем, установленный министрами казначейства для купли-продажи государственных облигаций, с упором на минимизацию долгосрочных затрат и учетом риска».
Источник: Currie, Elizabeth, Jean-Jacques Dethier, and Eriko Togo, “Institutional Arrangements for Public Debt Management”, World Bank Policy Research Working Paper 3021, April 2003, p. 30. (Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов академии бюджета и казначейства. М., 2007)

Для того чтобы определить, насколько эффективно управление кредитом, необходимо сравнить сумму превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов. По внешнему государственному долгу возможно определить коэффициент его обслуживания. Это отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается его значение до 25%.

Международный опыт проведения долговой политики государства.

Для того чтобы определить современные тенденции в долговой политике, необходимо увидеть уровень распределения государственного долга по странам мира. На карте с данными МВФ на октябрь 2014 мы видим, что процент государственного долга по отношению к ВВП распределяется крайне неравномерно. Страны должники можно условно разделить на две группы: страны должники с высоким уровнем жизни и развитыми экономиками и страны-должники с неразвитыми экономиками.

Начнем с первой группы.

На начало 2014 самый большой государственный долг был у США, далее страны (развитые) распределялись в следующем порядке:

США – 17,61 трлн. долларов

Япония – 9,87 трлн. долларов

Китай – 3,89 трлн. долларов

Германия – 2,60 трлн. долларов

Италия – 2,33 трлн. долларов

Франция – 2,11 трлн. долларов

Великобритания – 2,06 трлн. долларов

Бразилия – 1,32 трлн. долларов

Испания – 1,23 трлн. долларов

Канада – 1,2 трлн. долларов

При этом если оценивать государственный долг к ВВП, список будет несколько иным:

Япония – 242,3%

Греция – 174%

Италия – 133,1%

Португалия – 125,3%

Ирландия – 121,0%

США – 107,3%

Сингапур – 106,2%

Бельгия – 101,2%

Испания – 99,1%

Великобритания – 95,6%

Лидирующие позиции и в первом и во втором списке занимает Япония. Нужно отметить, что государственный долг Японии по большей части внутренний. Его рост начался после нефтяного кризиса 1973. В целях преодоления кризиса японским правительством была проведена приватизация государственных корпораций, но в начале 90-х годов экономика вошла в полосу стагнации. Реформы, направленные на преодоление проблем, требовали бюджетных вливаний, и дефицит рос. После аварии на Фукусиме 11 марта 2011 в Японии были закрыты атомные электростанции, пришлось переориентировать выработку энергии на другие ресурсы, в первую очередь, импортные. Большое количество людей пенсионного возраста и традиционная социальная политика подразумевают развитые социальные программы, что также требует денежные средства. Все это приводит к росту бюджетных расходов. Основным приоритетом экономической политики нового премьер-министра Синдзо Абэ было расширение спроса на внутреннем рынке, фискальные реформы (в частности, повышение налогов). Однако государственный долг продолжил рост, за апрель-июнь 2014 вырос на 1,4% и достиг новой рекордной отметки в 1 квадриллион 39 триллионов иен (10,2 триллиона долларов). В июне 2014 Банк международных расчетов опубликовал доклад, в котором подсчитано, что повышение доходности государственных облигаций с 10-летним сроком погашения на 2 процентных пункта приведет к тому, что стоимость обслуживания долга превысит налоговые поступления в бюджет.

Половину строк в обоих списках занимают страны Евросоюза, в которых масштабный рост долгов и дефицита бюджета привел к долговому кризису.

Выделяют три уровня причин европейского долгового кризиса: во-первых, влияние глобального финансово-экономического кризиса, во-вторых, внутренние евроинтеграционные противоречия, в-третьих, усугубление ситуации в наиболее уязвимых страна с большим количеством внутренних экономических проблем.

Глобальный финансово-экономический кризис был спровоцирован избыточной ликвидностью, возникшей как результат политики «дешевых денег» ФРС США, а также накоплением сбережений в быстрорастущих азиатских странах. Впоследствии снизилась процентная ставка, кредиты стали дешеветь, что стимулировало рост долгового рынка.

В ЕС свою роль сыграли особенности самого объединения. Из более развитых стран, прежде всего из Германии, поток капитала направлялся в «периферийные» страны – Испанию, Грецию, Ирландию, Португалию. Приток денег провоцировал быстрый рост зарплат, расширение внутреннего спроса и рост цен. При этом рост зарплат опережал рост производительности труда, доля экспорта оставалась небольшой, а импорт, напротив, увеличивался. Результатом стало увеличение внешней задолженности. Мировой кризис положил конец притоку внешнего финансирования. Цена кредитов стала расти. К тому времени периферийные страны уже накопили дефицит. Кризис суверенного долга начался с кризиса греческого рынка государственных облигаций в 2010. Динамику его развития можно проследить по следующему графику:

Почему ситуация вышла из-под контроля? Ответ заключается в особенностях структуры Евросоюза. Документальную основу экономического и валютного союза до 2010 составляли следующие документы: Маастрихтский договор , Договор о функционировании Европейского союза , Лиссабонский договор о росте и занятости (в 2010 заменен на стратегическую программу «Европа 2020») и Пакт о стабильности и росте .

В Маастрихтском договоре указаны критерии, которые позволяли проверять готовность страны к членству в союзе. Речь идет об определенном уровне инфляции – не более 1,5 процентных пункта превышающей показатели трех стран ЕС с самыми низкими темпами, размере бюджетного дефицита– максимум 3% ВВП страны, уровне госдолга – не выше 60% ВВП.

Последовавшая в 2005 модификация документов существенно смягчила бюджетную политику, что было использовано национальными правительствами, привело к росту государственного долга и уровня бюджетных дефицитов в ряде стран и закончилось кризисом.

В целях выхода из кризиса пришлось глобально пересматривать внутриевропейскую политику. В частности, был сделан упор на доскональный макроэкономический мониторинг стран, входящих в Евросоюз. Сегодня в случае отклонений от утвержденных критериев, Европейская комиссия выдает рекомендации по корректирующим действиям, которые связаны с определенными мерами экономии. Если через пять месяцев результаты оказываются неудовлетворительными, на страну накладываются санкции (чего не было в предыдущей юридической базе). В случае избыточного дефицита страна вносит процентный депозит в размере 0,2–0,5% ВВП. Если меры не приняты, страна перестает получать проценты. Если и далее рекомендации ЕС игнорируются, депозит превращается в штраф. Можно предположить, что если бы подобные правила существовали до 2010, Европа либо избежала кризиса, либо он был значительно мягче.

Однако скептики указывают на существенные недостатки такой политики, к которым относятся частичная потеря суверенитета стран-участниц, замедление экономического роста, связанного с жесткой экономией средств и штрафами, а также протесты населения, которые также не способствуют стабильности и процветанию.

Вторая выделенная группа – страны-должники с неразвитыми экономиками. В отличие от высокоразвитых стран, где основную часть долга составляют внутренние заимствования, во втором случае это в основном внешние долги: кредиторами выступают другие государства, иностранные банки и так далее. Среди крупнейших должников – страны Африки и Латинской Америки. Долги большинства африканских стран являлись одними из наименее обеспеченных. В частности, многие из них были должны СССР за поставки оружия. В июле 2008 16 млрд. долларов долгов африканских стран было списано Россией.

Что касается Латинской Америки, после ряда кризисов 80-x и 90-х годов, внешняя задолженность крупнейших стран региона выросла и продолжает расти.

Государственный долг США.

США – обладатель самого большого государственного долга в мире. На сегодняшний день национальный долг США составляет уже более 18 трлн. долларов. Почему США накопили такой гигантский долг, и почему он вызывает беспокойство во всем мире? Чтобы это понять, необходимо разобраться в истории его формирования и в его структуре.

Сразу можно отметить, что долги делятся на две группы: Federal Government Accounts и Public. Federal Government Accounts – это «нерыночные долги», держателями которых выступают различные внебюджетные социальные фонды и бюджетные организации. Эти долги не обращаются на рынке, вызваны они внутренними заимствованиями в государственном секторе. Public Debt – «рыночные долги». Их держатели – покупатели долговых бумаг казначейства США на финансовом рынке, прежде всего, казначейских облигаций (treasury securities) и казначейских векселей (treasury bills).

Рыночные долги, в свою очередь подразделяются на долги ФРС и остальные долги. Доля долгов, оформленных казначейскими бумагами, быстро растет. В 2008 в общем объеме государственного долга на долг, оформленный казначейскими бумагами, пришлось 65,2%. А в середине 2013 доля казначейских бумаг в государственном долге выросла до 75%8.

Держателями казначейских бумаг США могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Резиденты – это держатели финансового и нефинансового сектора. К финансовому сектору и относится ФРС. В состав прочих финансовых организаций входят инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании. За последние шесть лет значительнее всего выросла доля ФРС: с 2008 (7,8%) к середине 2013 увеличилась до 16,6%. Такому росту способствовали программы «количественных смягчений», нацеленные на скупку «мусорных» облигаций на финансовом рынке США для замещения последних казначейскими облигациями. Эти меры и ряд других, были направлены на поддержание банковской системы США во время кризиса 2007–2009. Администрация Обамы продолжила проведение политики поддержки терпящих бедствие финансовых институтов и проблемных ипотечных заемщиков. Наиболее сильным проявлением этой политики стало принятие нового закона о государственной поддержке – Закон о восстановлении и реинвестировании от 17 февраля 2009 (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Согласно этому закону, 787 млрд. долл. в течение двух лет выделялось на программы поддержки американской экономики, преодоления кризисных явлений и восстановления хозяйственного роста. В общем, в целях преодоления кризиса государством в экономику было вложено около 5 трлн. долл. 9.

Что касается долгов США у нерезидентов – в основном это бумаги, находящиеся на балансах центральных банков и министерств финансов других стран. Это так называемые официальные держатели рыночного долга правительства США. Частные инвесторы куда менее охотно вкладываются в казначейские бумаги США из-за их невысокой доходности. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами Америки выступают Китай и Япония. Держателями американских казначейских бумаг также являются многие страны Западной Европы. Такие крупные масштабы инвестирования европейскими странами в облигации американского казначейства с первого взгляда кажутся странными в условиях европейского долгового кризиса. Многие эксперты считают это проявлением зависимости Европы от Соединенных Штатов. Однако, не будем забывать, что главным достоинством казначейских бумаг США является надежность. За всю историю по ним не было просрочки или отказа от выплат процентов. Для инвесторов – это почти безрисковый инструмент надежных сбережений долгосрочного характера. В 2008 у США возникла необходимость в очень большом объеме выпуска – не на 200–400 млрд. долл., а на 1400 млрд. долл. (именно столько было выпущено в 2009). Но вместе с тем мировые потрясение сделали их особо привлекательным активом ввиду их надежности. Это может объяснить закупки государственных ценных бумаг США европейскими странами во время кризиса.

Итак, госдолг США растет, а значит, увеличивается стоимость его обслуживания, а за ним и дефицит бюджета. Для того, чтобы избежать технического дефолта, правительство США вынуждено повышать «потолок» госдолга для новых и новых заимствований. Это внушает серьезные опасения, а также служит картой в политической игре между республиканской и демократической партией. Первые выступают как сторонники экономии и установления жесткого «потолка» госдолга, который будет пересматриваться в следующий раз 16 марта 2015.

Государственный долг РФ.

На 1 декабря 2014 внутренний долг РФ составлял 4 427 138,353 млн. рублей, внешний долг 5 3972,2 млн. долларов США.

Внешний долг России складывается из: кредитов Парижского клуба кредиторов; кредитов СССР по двусторонним соглашениям; кредитов, выданных России с 1992 по двусторонним соглашениям; кредитов международных финансовых организаций; рыночных займов (еврооблигаций).

Сумма унаследованных от СССР долгов составляла около 90 млрд. долларов. Это были доли всех союзных республик, которые Россия взяла на себя в обмен на отказ республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Наибольшая сумма долга причиталась Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов. В Парижском клубе почти вся задолженность СССР была сформирована в 80-е годы в результате падения цен на нефть. Реструктуризации данного долга способствовало вступление России в Парижский клуб в 1997 году: был определен льготный период до 2020, в течение которого Министерство финансов РФ должно было платить только часть процентов и лишь по его окончании – основную сумму долга. Но в августе 2006 года, благодаря высоким ценам на нефть, долг был полностью выплачен досрочно.

До 2010 Россия выплачивала долги СССР также Лондонскому клубу, включающему в себя частные банки и компании-экспортеры, которые при распаде СССР оказались в положении кредитора по отношению к российским импортерам. В 2010 этот долг был полностью выплачен.

С 1 июня 1992 Россия является членом Международного Валютного Фонда . Сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных адресных программ. Кредитование продолжалось до 17 августа 1998, когда российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Кредитный пакет помощи России был временно заморожен. Еще один транш от МВФ был получен в июле 1999, а с 2000 Россия ни разу не обращалась за кредитом в МВФ.

С 2004 по 2006 наблюдалось устойчивое снижение государственного долга, однако, после кризиса 2008 года он опять стал расти.

На сегодняшний день мы снова проходим через масштабное снижение цен на энергоносители. Но, во-первых, сейчас у России относительно небольшой государственный долг, во-вторых, существуют средства, накопленные за годы профицита – средства Федерального Резервного и Фонда Национального Благосостояния. В документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 годы», предполагались возможные негативные последствия политической обстановки, экономические потрясения и прочие возможные негативные факторы. Поэтому долговая политика была нацелена на:

– обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости;

– развитие рынка государственных ценных бумаг;

– обеспечение оптимального доступа к источникам заемного капитала10.

Планировалось увеличить количество видов долговых инструментов и плавно наращивать внутренний долг во избежание серьезной нагрузки на его обслуживание. Однако реальность скорректировала прогнозы. Нефть упала гораздо ниже прогнозируемых величин, состояние экономики и влияние политических факторов приводят к дефициту бюджета. Соответственно, будет увеличен внутренний государственный долг.

На сегодняшний день государство выпускает следующие виды ценных бумаг.

1) Облигации федерального займа, по которым предусмотрены процентные выплаты по купонам. ОФЗ выпускаются Минфином РФ и делятся на ОФЗ АД – с амортизацией долга, предусматривающие периодическое погашение основной суммы долга, и ОФЗ ПД– с постоянный доходом, когда купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения.

2) Государственные сберегательные облигации. Последние бывают с фиксированной процентной ставкой и с постоянной процентной ставкой. ГСО не обращаются на вторичном рынке, и не предназначены для иностранных инвесторов. Они эмитируются для страховых организаций, пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих компаний, а также внебюджетных фондов.

3) ОВОЗ – облигации внутренних займов РФ. Срок погашения ОВОЗ, выпущенных на сегодняшний день, наступает в 2018.

В проекте федерального бюджета на 2015–2017 Минфин прогнозирует уровень внутреннего госдолга РФ на конец 2015 в размере 7,4 триллиона рублей, внешнего госдолга - 64 миллиарда рублей. Внутренний госдолг РФ на конец 2016 ожидается на уровне 7,9 триллиона рублей, на конец 2017 - 8,7 триллиона рублей. Верхний предел внешнего госдолга РФ на 1 января 2017 установлен в сумме 71,5 миллиарда долларов США (55 миллиардов евро); на 1 января 2018 - 77 миллиардов долларов США (59,2 миллиарда евро).

Касательно возможного дефолта в России в 2015 существуют две противоположные точки мнения. Оптимисты, в первую очередь официальные источники, заявляют, что о дефолте речь не идет благодаря накопленным валютным резервам. Пессимисты, – в их числе Saxo Bank, – прогнозируют в 2015 дефолт, причиной которого будет экономическая нестабильность. Предполагается, что валютные резервы будут быстро растрачены на компенсации убытков от санкций.

Заключение .

1) Государственный долг – инструмент, получивший самое широкое распространение в последнее время, хотя теоретиками он оценивается неоднозначно. Классическая школа дает этому инструменту негативные оценки, кейнсианство вполне допускает его использование в том случае, если этот долг внутренний. К внешнему долгу отношение однозначно негативное, так как он тормозит экономическое развитие.

2) Управление государственным долгом - достаточно затратная статья государственного бюджета. Заключается в выпуске государственных ценных бумаг, обслуживании существующих долгов и их реструктуризации, когда это возможно. Но даже самое искусное управление долгом не может отменить необходимость его выплаты, которая ложится на плечи либо ныне живущих, либо будущих поколений. Невозможность платить по долгам наносит непоправимый ущерб экономике страны, так как подрывает доверие инвесторов и населения.

3) Рост государственного долга может быть оправданным в случае реализации крупных государственных проектов, которые впоследствии принесут большую общественную пользу. Либо в критичных условиях, например, во время войны.

4) Государства можно условно разделить на тех, кто занимает в критических ситуациях, и на тех, кто привлекает дополнительные ресурсы для повышения уровня жизни населения или в неких политических целях. К первым относятся беднейшие страны Африки и Латинской Америки, ко вторым – развитые и развивающиеся экономики.

5) Даже страны с развитой экономикой испытывают серьезные экономические и политические проблемы в случае с чрезмерно раздутым государственным долгом, и предпринимают самые усиленные меры, направленные на его снижение. В курсовой подобная ситуация рассмотрена на примере Японии и Евросоюза. И том и в другом случае правительства готовы идти на непопулярные меры – такие как политика экономии, снижения социальных выплат, даже частичная потеря суверенитета – для снижения госдолга. И это не удивительно. Ведь это не только нарастающий дефицит бюджета, но, в случае внешнего долга, еще и орудие политического давления.

6) Основной интерес вызывают ситуация с государственным долгом США. На сегодняшний день это самый крупный госдолг в мире, который постоянно растет. Некоторые авторы, указывая на то, что США привлекает в свою экономику ресурсы со всего мира, подозревают некую злую волю определенного круга лиц, развивая теорию заговора. Один из основных вопросов – что может произойти, если правительство США откажется поднимать потолок государственного долга и объявит технический дефолт. Тут мнения расходятся – оптимисты считают, что при высоком ВВП и определенных мерах экономии США смогут справиться со своими заимствованиями. Пессимисты предполагают, что дело может закончится Третей мировой войной, вспоминая, что подобная ситуация с государственным долгом выглядит как повторение экономических проблем, с которыми США столкнулись перед Второй мировой войной.

Но как бы не развивалась ситуация, в любом случае ее влияние распространиться далеко за пределы американской экономики, и это ни у кого не вызывает сомнение.

7) Российский государственный долг и динамика его роста строго взаимосвязаны с ценами на нефть и энергоносители. Зависимость здесь обратная – когда цены на энергоносители растут, правительство расплачивается с долгами. Когда цены на энергоносители падают, растет государственный долг. И СССР в определенные периоды своего существования, и РФ создавали достаточно крупный внешний долг. На сегодняшний день ситуация в экономике самая неблагоприятная, и правительство идет по пути развития государственного внутреннего долга. Это представляется единственным возможным выходом из ситуации, так как в экономике за период устойчивого развития были накоплены определенные средства, которые государство может занять и использовать для решения насущных проблем. Если эти средства будут использованы на модернизацию промышленности и сельского хозяйства, внедрение инноваций, то наша страна имеет шанс получить дополнительный импульс к развитию. Некоторые факторы (бюджет на оборонный комплекс, который тянет за собой все экономику; санация банковской системы и т.д.) позволяют надеяться на этот оптимистичный вариант.

Анастасия Блюхер

Литература:

Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие . Изд. Центр ЕАОИ, 2010
Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов академии бюджета и казначейства. М., 2007
Серегина С.Ф., Ларионова М.Л. Европейский долговой кризис и новые направления реформирования механизмов экономической политики ЕС . Российский экономический журнал. 2012, № 6
Катасонов В.Ю. Кому должны США? http://www.fondsk.ru
Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 гг. www.minfin.ru
Бюджетный Кодекс РФ. Статья 98



Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Похожие статьи