Порядок проведения социально-психологического мониторинга. Криминальная психология Коррекционная работа в детских объединениях

Психологический мониторинг

система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности.

В самом общем виде под мониторингом понимают наблюдение, оценку и прогнозирование состояния системы (окружающей среды, образовательного процесса, механической системы). Его главными особенностями являются: а) системный характер, б) фиксирование реальных текущих признаков объекта и в) протяженность во времени. Таким образом, мониторинг выступает по сути синонимом понятий «систематическое наблюдение», «оперативное наблюдение».

Психологический мониторинг в сфере образования предполагает получение информации об учащемся, лежащей в области внутреннего, скрытого, и относящийся к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения им содержания образования. Ее получение является неотъемлемой частью информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса, с помощью которого отслеживаются показатели особенностей развития: а) в познавательной сфере ребенка (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение), б) в сфере учебной деятельности (умение ориентироваться на образец, умение действовать по правилу, умение ориентироваться на систему требований, умение принять учебную задачу, умение планировать свои действия, умение контролировать и оценивать свою работу); в) в мотивационной сфере; г) в эмоционально-волевой сфере (уровень тревожности, активности, произвольности, агрессивности, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса и др.); д) в личностной сфере (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации, уровень притязаний, черты характера, акцентуации и т. д.).

Основными целями психологического мониторинга выступают:

1. Сохранение психического и психологического здоровья школьников за счет своевременной диагностики возникающих в процессе обучения трудностей.

2. Контроль за ходом психического развития для предупреждения и преодоления имеющихся или возможных отклонений в развитии школьника.

3. Создание оптимальных условий школьного обучения для каждого ребенка, обеспечивающих эффективное развитие его личности.

4. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление минимальных отклонений, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.

5. Приоритетность поддерживающих профилактических мероприятий для детей с минимальными отклонениями в психологическом развитии.

6. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического обеспечения успешного обучения в начальной школе, а также ее соответствие этапам психического развития школьников.

7. Активное включение психолога в образовательный процесс, позволяющий обеспечить оперативное взаимодействие с учениками на уровне их субъективных проблем.

8. Гуманизация образовательной среды, в которой должно быть сформировано отношение к ребенку как к личности.

9. Компетентность специалистов, участвующих в программе по психологическому мониторингу. Важно, чтобы специалисты ориентировались во всех направлениях возможных нарушений ребенка, а также владели знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

10. Создание целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности в образовательной системе, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

Центральное место в организации психологического мониторинга занимает психологическая диагностика. Однако психологический мониторинг не может быть сведен только к психодиагностике. Системность, преемственность, периодичность и целостность мероприятий, образующих программу психологического мониторинга, подразумевает эффективный комплекс психологических средств и технологий, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно получать психологическую информацию.

Основаниями для создания программы психологического мониторинга в школе выступают общетеоретические принципы деятельности специалистов, направленной не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития, которые были выдвинуты Д. Б. Элькониным. Он считал, что подобная работа должна, прежде всего, соответствовать адресуемой возрастной группе и содержать ее основные возрастные особенности, поскольку каждый возрастной период характеризуется совершенно специфической социальной ситуацией развития.

С этой точки зрения, психологический мониторинг в школе должен учитывать наличие нескольких переходных периодов, во время которых количество факторов риска возникновения нарушений существенно увеличивается: момент поступления ребенка в школу (предобучение и адаптация к школе), время его перехода из начального звена обучения в среднее и период адаптации к новым требованиям, начало периода личностного (7 класс) и профессионального (9 класс) самоопределения. В эти периоды обычно ярко проявляются наиболее важные формы отклонений, таких как:

1) школьная неуспеваемость, базирующаяся, в первую очередь, на недоразвитии познавательной деятельности или неготовности к смене ведущего типа деятельности, невозможности ее формирования из-за различных дефектов развития;

2) школьная недисциплинированность, отражающая неадекватные способы компенсаторного реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни.

Решение задач психологического мониторинга также носит комплексный характер и предполагает совместное участие специалистов, кооперацию их активности. Администрация школы (директор ) координирует и направляет программу психологического мониторинга с учетом специфики образовательного учреждения и основных задач школьного обучения. Методист согласует учебные планы и образовательные программы с условиями, возможностями и особенностями психологического развития школьников на уровне конкретных классов. Классный руководитель активно взаимодействует со школьниками в образовательном процессе и отслеживает особенности учебной деятельности каждого ребенка, возникающие трудности обучения или симптомы неблагополучного развития ребенка. Педагоги школы адаптируют образовательные программы, учебные планы и свою педагогическую деятельность с учетом специфики класса и психологических особенностей детей. Психолог разрабатывает и реализует программу психологического мониторинга на основе требований школы, типичных трудностей, возникающих в образовательном процессе, и закономерностей психического развития школьников на данном возрастном этапе. Медицинский работник отслеживает состояние здоровья учащихся и своевременно выделяет «группу риска» – детей, для кого должны быть созданы щадящие условия обучения. Валеолог обеспечивает соблюдение условий сохранения физического и психологического здоровья детей в процессе обучения. Логопед работает над устранением различных недостатков в развитии речи школьника как одной из основных сфер психического развития, обеспечивающих успешность обучения. Социальный педагог своевременно информирует об условиях жизни ребенка и различных изменениях в его социальной ситуации развития. Дефектолог дает заключение о природе возникших отклонений в развитии школьников как обратимых (психологического характера), так и необратимых (органического происхождения), определяет степень этого отклонения и необходимость оказания медицинской помощи.

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Психологический настрой Когда вы последний раз серьезно проверяли свои силы? Никогда нельзя знать, как вы поступите в конкретной ситуации, пока не попадете в нее. Этого не знает и ваш противник, независимо от того уверен он в себе или нет. Многие, считают себя непобедимыми

Из книги Дж. М. Кейнс автора Красова Ольга

«Основной психологический закон» Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Мониторинг земель МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ - система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами М.з. являются все земли РФ. К его задачам относятся: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Психологический отбор юристов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЮРИСТОВ - один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

38. Экологический мониторинг Мониторинг – слежение за какими – либо объектами или явлениями. Экологический мониторинг -наблюдение и прогноз состояния природной среды, оценка ее изменений под влиянием деятельности человека. Полученные данные используют для

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

Из книги автора

Анамнез психологический (от греч. anamnesis - воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:? биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения

Из книги автора

Диагноз психологический краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или ее параметров, обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения

Из книги автора

Психологический прогноз профессиональный вид деятельности психолога, целью которого является формулирование вывода о будущем состоянии человека на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров его деятельности с опорой на

О.Е.Хабарова
Институт развития образования
Ярославль

Постановка проблемы. Каждый случай школьной дезадаптации уникален и требует от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная среда пребывания ребенка, по отношению к которой он проявил дизадаптивное поведение, не подвергается тщательному исследованию. Коррекционные процедуры также всегда направлены на индивида-дизадаптанта и редко на среду, в которой было порождено явление дизадаптации: изначально предполагается что она (среда) всегда нормативна.

В настоящее время фактически отсутствуют методические приемы и средства, которые позволяют количественно выразить те средовые элементы и факторы, которые вызывали протест со стороны ребенка и делали невозможным для него выработку соответствующих способов поведения, адекватных для данной среды. Отсутствие диагностических средств выявления количественных показателей среды пребывания ребенка-дизадаптанта не позволяет эффективно работать с ней - осуществлять ее перепроектировку.

Специалисты в области коррекционой педагогики при возвращении ребенка в массовую среду после системы коррекционных мероприятий могут лишь рекомендовать педагогам-"преемникам" следовать тем или иным предписаниям по отношению к их "бывшему" дизадаптанту, но не имеют возможности осуществлять контроль за выполнением их рекомендаций и координировать действия специалистов в массовой образовательной среде. Следствием такого положения дел чаще всего является воспроизведение ребенком дизадаптивного поведения и сведение к нулю всех усилий педагогов-коррекционистов. Работая над проблемой дезадаптации, мы попытались принципиально изменить методологическую позицию и анализировать это явление не через призму индивидуальных особенностей личности социально дезадаптированного ребенка, а через параметры образовательной среды, в которой он находится. При этом необходимо ответить на следующие вопросы: что из себя представляет среда, в которой возникли факты дезадаптации?; в каких средах их больше, а в каких меньше?; существуют ли среды, не порождающие дезадаптацию при любых соотношениях индивидуальных особенностей взаимодействующих в них субъектов?

Взяв за объект анализа образовательную среду, где феномен дезадаптации впервые проявляется, становясь фактом, и впервые является сознанию исследователей, педагогов, родителей и самого ребенка, мы получили расширение проблемного поля, что вызвало потребность в новых методах работы. Вместе с этим возникла необходимость введения новых рабочих понятий, описывающих среду пребывания дезадаптанта.

В поисках метода, адекватного по сложности новому объекту анализа, мы вышли на модель компьютерной системы мониторинга образовательной среды, позволяющей отслеживать движение каждого ребенка в образовательном пространстве.

Создать более эффективную систему психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией оказалось возможным на основе использования автоматизированной информационной системы социально-психологического мониторинга (СПМ), ориентированной прежде всего на диагностику образовательной среды. Система социально-психологического мониторинга предполагает наблюдение любых по численности и особенностям объектов "ребенок-образовательная среда".

Базовым методом в СПМ является специально созданный для задач массового мониторинга скрининг-метод "Социометрия: мониторинг". В программных комплексах системы мониторинга взаимодействия участников учебно-образовательной практики представлены совокупностью параметров, среди которых наиболее важное место отводится показателю успешности процесса социализации учащихся по так называемой шкале "адаптация-дезадаптация". При этом феномен школьной дезадаптации (ШД) рассматривается как одно из состояний системы отношений "ученик - образовательная среда".

В условиях динамичного социально-педагогического мониторинга взаимодействия участников образовательной среды представлены через графические средства визуализации, встроенные в программное обеспечение. Это позволяет наблюдать на экране монитора модели деятельности всех без исключения субъектов учебно-образовательного процесса: как взрослых, так и детей. Модель каждого субъекта образовательного процесса задается совокупностью параметров, отражающих меру его включенности в реальные отношения. Разработанные для задач мониторинга программно-методические средства и математико-статистический аппарат позволяют моделировать и наблюдать с помощью когнитивной итерактивной компьютерной графики процессы социализации одновременно всех и каждого из участников учебно-образовательного процесса, моделировать весь континуум реальных индивидуальных проявлений школьной адаптации.

Социометрия как метод исследования является инструментом социально-психологического изучения малых групп. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом - структура и динамика межличностных отношений/взаимодействий в группе. В предлагаемом подходе к развитию социометрического метода принципиально новым является статистический анализ взаимооценок партнеров по диаде. Это позволило выйти на новый уровень графического представления и качественной интерпретации.

При разработке метода "Социометрия: мониторинг" нами введен специальный объект - "диада", который возникает при наличии встречных отношений двух субъектов, участвующих в учебной деятельности такой социальной организации как "класс". Для задач социально-психологического мониторинга рассматривается диада, образованная двумя учениками из одного класса, и берутся две ее характеристики - встречные оценки субъективных образов, сформировавшиеся на текущий момент у каждого из участников диады, по определенной числовой шкале - ряду целых чисел в интервале [-3,+3].

В методе "Социометрия -: мониторинг" используется система измерительных средств, организованных иерархично: социометрическая линейная шкала, социометрическая плоскость, социометрическое пространство, шкала социометрического времени.

Разработанная для целей мониторинга социометрическая шкала имеет следующий вид:

Социометрическая карточка.

3 - этот человек для меня - близкий друг;

2 - с этим человеком я часто общаюсь, но он не близкий друг, это хороший знакомый;

1 - с этим человеком я почти не общаюсь, но он мне чем-то нравится;

0 - этот человек вне поля моего зрения, он безразличен мне;

1 - с этим человеком я общаюсь, но редко, он мне чем-то немного неприятен;

2 - я стараюсь избегать частых контактов с этим человеком, мне достаточно трудно с ним общаться, неприятно;

3 - этот человек мне крайне неприятен, я хотел бы быть с ним в разных классах (группах).

Данная шкала позволяет проводить измерение сразу двух различных, но связанных в одном объекте признаков, так как объединяет в себе две подшкалы: шкалу целых чисел (0,1,2,3) и шкалу знаков (+,-).

Для первого социометрического признака действует шкала целых чисел по абсолютной величине от 0 до 3; для второго признака - шкала знаков "+, -".

Первый признак - частота коммуникативного контакта - может принимать одно из четырех значений, которое соответствует эмоциональной и содержательной глубине вхождения в контакт:

0 - нет контактов, нет эмоциональной включенности;

1 - низкий уровень частоты контактов, слабая эмоциональная включенность;

2 - средний уровень частоты контактов, средний уровень эмоциональной включенности;

3 - высокий уровень частоты контактов, сильная эмоциональная включенность;

Второй признак - направленность на контакт - может принимать два значения: "+" - положительная направленность на контакт; "-" - отрицательная направленность на контакт.

Последовательное сочетание каждого значения одной шкалы с каждым значением другой шкалы позволяет создать новую шкалу - ряд целых чисел в интервале [-3, +3]. Эта новая шкала позволяет измерять сразу две характеристики одного социально-психологического явления - направленности социального чувства индивида и его выраженности (интенсивности) в условных единицах. Например, выбор индивидом значения на шкале +3 означает наличие у него положительной направленности на контакт с партнером и высокой уровень эмоциональной включенности в него, а выбор значения -3 означает наличие отрицательной направленности на контакт, также с высоким уровнем эмоциональной включенности в него.

Каждый учащийся класса, используя значения шкалы, измеряет меру своей близости с партнерами по классу. Совокупность всех произведенных индивидом измерений демонстрирует границы его индивидуального социального пространства в данном социальном объеме ("классе").

В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована как при исследовании особенностей социальных структур классов в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях:

1) Параметр СП - показатель меры социального признания индивида данной группой в целом;

2) Параметр СА - показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе;

3) Параметр SА - показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференцированности в оценке индивидом группы;

4) Параметр SП - показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой.

Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие "живую ткань" феноменов школьной дезадаптации.

Использование метода "Социометрия: мониторинг" в работе школьного психолога позволяет усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и перейти на новый этап планирования работы. Получая путем анализа социометрической информации картину состояния социальной системы класса/школы, психолог может максимально эффективно использовать имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме создает необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога возникают реальные условия взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом среда, породившая феномены школьной дезадаптации. Метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом. Это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями.

Апробация модели и обоснование метода

Апрбоция метода проведена на одном из крупных районов г. Ярославля. Общая численность всех институциализированных детей в районе - 264ОО; численность образовательных учреждений всех типов - 75. Задача заключалась в том, чтобы создаваемая компьютерная система мониторинга позволяла "видеть" через экран монитора состояние всего образовательного пространства района через призму показателей психосоматического, социального и учебного развития конкретного ребенка,

находящегося в поле образовательной системы, и в случае появления признаков дезадаптации вносить оперативные коррективы в деятельность специалистов, обслуживающих его.

Значимые показатели:

социально-демографические данные о семьях детей,

показатели социальной адаптации детей в ученической среде,

показатели деятельностной (учебной) адаптации,

показатели, относящиеся к характеристикам самой образовательной среды.

Практические результаты работы системы:

Руководители сферы образования получают реальную возможность выходить на сложные виды проектирования образовательной среды на основе точных данных о составе и характеристиках детского контингента, сведений о ресурсной базе конкретных образовательных учреждений, образовательных комплексов и др., как в целях своевременной профилактики дезадаптации, так и для решения других сложных социальных задач.

Пример анализа на основе социально-психологического мониторинга. При сопоставлении данных, полученных в ходе социально-психологического мониторинга, и данных из комиссий по делам несовершеннолетних установлена четкая зависимость определенных социометрических показателей с типом асоциального поведения детей. В большинстве случаев феномены школьной дизадаптации наблюдались задолго до того, как это явление перейдет из скрытого в объективный социальный факт. В большинстве случаев феномены крайне дезадаптивного поведения имелись там, где деятельность классных руководителей была наиболее неуспешной, а порой и антипедагогичной. Благодаря системе мониторинга установлены следующие данные:

1. дети, прошедшие по различным делам в комиссии по делам несовершеннолетних, имеют соответствующие типу правонарушения социометрические профили. Это позволяет наработать решающие правила, по которым возможно выявление детей, находящихся на раних стадиях развития дезадаптации;

2. существует связь между типом установившихся в школе "правил поведения" и характером асоциального поведения детей в данной школе. Например, одни школы "дают" в комиссии по делам несовершеннолетних чаще всего случаи воровства, другие - разрушение построек и мелкое хулиганство на улице, третьи - жестокое избиение сверстников и т.д. Следовательно, школьную дизадаптацию нельзя относить только к ребенку, часть вины должны принять на себя и педагоги, создавшие такие "правила", которые с неизбежностью порождают дизадаптивное и асоциальное поведение предпочтительно в таких формах;

3. система социально-психологического мониторинга позволяет отследить влияние на формирование дизадаптивного поведения ребенка внутрисемейных конфликтов и спрогнозировать тип будущего проявления дизадаптации (агрессивное поведение, парааутистическое с уклонением от общения и учебы, аутоагрессия и пр.). Как правило, родители считают, что успешность детей в школе не зависит от проблем в отношениях родителей;

Данные мониторинга убедительно свидетельствуют, что дети-дизадаптанты долго и терпеливо ждут и прощают взрослым и своим более удачливым сверстникам свои тяготы пребывания в массовой школе, не ориентированной на работу с индивидуальностью. Как правило, можно наблюдать полную открытость и максимальную готовность асоциальных детей к желанному положительному контакту, который чаще всего не может состояться. Данные социально-психологического мониторинга показывают, что требуется кропотливая и целенаправленная работа со взрослым контингентом образовательной среды со стороны управленческих стуктур, школьной инспекции и специалистов-профессионалов Центров социально-психологической реабилитации. В настоящее время Школа надежно защищена от того, чтобы относить явления школьной дизадаптации к собственному педагогическому браку. Этому помогает система санкций (записи в дневниках, вызов родителей, МПК, разбор на педсоветах), а также система мер со стороны комиссий по делам несовершеннолетних, которые фактически констатируют "асоциальность" как ярлык и снимают со школы ответственность за происшедшее.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

В последние годы, несмотря на неблагоприятную социаль­но-экономическую ситуацию в стране, наметилась положи­тельная динамика в изменении отношения общества к инва­лидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о пробле­мах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих цен­ностей, милосердия, гуманизма; с переходом от государст­венно-центристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в пе­дагогике гуманистической. В связи с изменением отношения


В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:

Подростки и молодые люди, страдающие церебральным
параличом (I группа);

Специалисты (II группа);

Обыватели (III группа), а именно: молодежь (граждане
в возрасте до 30 лет); интеллигенция (люди с высшим об­
разованием); пенсионеры (лица пенсионного возраста).

Каждую из перечисленных групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были учтены лишь наиболее важные.


Целостность групп определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного ис­следования:

Молодежь и пенсионеры, представители нового и стар­
шего поколений, живущие и жившие при разном общест­
венном управлении (тоталитарном и демократическом);

Специалисты - люди, наиболее информированные о про­
блемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;

Интеллигенция - наиболее образованная часть общест­
ва, отражающая вектор изменения отношения к интегра­
ции инвалидов в социум.

В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и дет­ским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опро­шены 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых - от 15 до 20 лет.

Вторая группа включала в себя людей, связанных по ро­ду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее со­ставили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудни­ки психолого-медико-педагогических центров, представи­тели общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты ве­чернего отделения Института специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы - 180 че­ловек.

Б третью группу вошли представители пяти государст­венных и семи частных организаций и предприятий различ­ных форм собственности, студенты десяти учебных заведе­ний различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка.


Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:

Молодежь - 130 человек;

Интеллигенция - 100 человек;

Пенсионеры - 170 человек.

Процедура исследования

Проведение мониторингового исследования в пределах да­же одного города по проблеме социальной интеграции инва­лидов-опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выбороч­но. Выборочное исследование также может дать реальную картину результатов при соблюдении определенных требо­ваний к совокупной выборке.

Главные критерии корректности выборки в исследовании: случайность отбора респондентов; формиро­вание групп в соответствии с общей возрастно-половой струк­турой населения.

Основой исследования стали анкеты, разработанные Л.М. Шипицыной. Вопросы, пред­лагаемые в анкетах, были составлены так, что­бы удовлетворять следующим основным тр е-бованиям:

1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.

2. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок
и единиц измерения.

3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не
более пяти).

4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений
к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)

5. Исключение непосильных требований к памяти опраши­
ваемого.

Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА


§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов

Анкетирование инвалидов-опорников проводилось орга­низатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашивае­мых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкети­рования.

Целью проведения анкеты 1 (см. приложение 1) являет­ся оценка информированности общества об инвалидах. Ан­кета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации, где предоставляется возможность выбора из перечисленных ис­точников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищаю­щих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой пе­речислить известные организации.

Вопросы анкеты носят содержательный характер и позво­ляют выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.

Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отноше­ния общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами про­блем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педа­гогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анке­ты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инва­лидов.

Вопросы 2 и 3, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяс­нить возможные причины того или иного отношения к инва­лидам.

Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, ко­торое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основной частью анкеты. Перечисленные


вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.

В целом анкета 2 построена на использовании прямых во­просов, так как они психологически нейтральны к личности респондента.

Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих ин­валидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороны общества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о труд­ностях общения и психологической устойчивости при кон­тактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве - как важнейшем элемен­те социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.

Выявление трудностей в общении позволяет сделать вы­воды о степени социализации подростков, страдающих це­ребральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, так как при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопро­са 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмо­циональной устойчивости респондентов.

Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд оп­рашиваемого на окружающий мир и ощущение своего поло­жения в нем. Седьмой вопрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми.

Заключительные вопросы анкеты - 9 и 10 - позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причи­ны неуверенности в будущем,-которые предлагается указать респонденту.


Слово «мониторинг » (от латинского « monitor »)

в переводе означает

напоминающий или предостерегающий.


Понятие « мониторинг »

может рассматриваться

  • и как способ исследования реальности , используемый в различных науках,
  • и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

Психологический мониторинг

представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).


Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям

  • Психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия – психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.


Психологический мониторинг это

  • комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие

  • 1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах
  • 2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами
  • 3. Индивидуальная и групповая работа с учениками
  • 4. Индивидуальные собеседования с родителями
  • 5. Групповая работа с родителями
  • 6. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.

Похожие статьи